Индия / Древняя и средневековая Индия

В Индии возникла одна из древнейших цивилизаций планеты, что является предметом гордости современной политической и культурной элиты страны. Религиозные и социально-политические традиции страны уходят корнями в древность, что в значительной степени определяет специфику политической культуры.

В 3-м тысячелетии до нашей эры возникла культура Мохенджо-Даро и Хараппа. Дискуссионной остаётся оценка уровня развития доарийских, протодравидийских культур, которые повлияли и на культуру ариев, пришедших на Индостан в середине 2-го тысячелетия до нашей эры. В 1-м тысячелетии до нашей эры сформировались священные тексты (Веды, араньяки, упанишады и др.) и эпосы (Махабхарата и Рамаяна), составившие фундамент индуизма и индийской культуры. Возникли и первые нормативно-государственные тексты (законы Ману, Артхашастра). Государственность арийских народов формировалась в Северной Индии в виде множества княжеств-вождеств. В 1-м тысячелетии до нашей эры оформилось деление населения на 4 варны: духовное сословие брахманов, сословие воинов — кшатриев, сословие крестьян — вайшьев и низшее сословие шудров. Появились и «неприкасаемые», кем становились лица, выполнявшие наиболее «нечистые», с точки зрения индуизма, работы и представители автохтонных отсталых племён. Крестьянство было объединено в общины. Существовал рабовладельческий уклад.

В VI–IV веках до нашей эры в Индии получил распространение буддизм, который даже стал господствующей религией в государстве Ашоки (273–236), но затем был вытеснен индуизмом. Развивался также джайнизм.

В IV веке до нашей эры долина Ганга была завоёвана Магадхой (династия Нандов), а Инда (находившегося в V–IV веке. под контролем Ирана) — Александром Македонским. В 327–325 годах его войска перешли Инд, но не смогли преодолеть сопротивление североиндийских княжеств.

После смерти Александра к западу от Индии образовались греческие государства, и тем самым контакты Индии с Западом стали более устойчивыми (северное направление). Во времена Римской империи они не прерывались, хотя дополнились южным направлением (через Африку и Средний Восток).

В 317 году территория Магадхи оказалась под властью основанной Чандрагуптой династии Маурьев, которая продолжила экспансию Нандов. После поражения Селевка I, которое он понёс от Чандрагупты, границы владений Маурьев продвинулись на территорию современного Пакистана, а при Ашоке — и на часть Афганистана (под его власть не попала лишь южная часть Индостана).

Со II веке до нашей эры Индия погружается в состоянии раздробленности, и между различными княжествами начинаются бесконечные войны. В северную Индию происходила экспансия греко-бактрийцев, парфян, кушан и эфталитов. В начале IV веке нашей эры вокруг Магадхи была создана новая мощнейшая империя — Гуптов. До её падения в VI веке это было одно из самых богатых и сильных государств в мире. В среде индусов формируется система каст — узких сословных групп, в которых социальные функции и профессия передаются по наследству и которые объединены районом проживания, эндогамией и верой в мифического общего пращура. Индус не должен был заниматься деятельностью, не присущей его касте.

С VIII века начинаются набеги мусульманских государств в Индии. В 1206 году возник мусульманский Делийский султанат, к началу XIV века контролировавший почти весь Индостан. Удачный поход в 1398–1399 годах Тимура, разграбившего Дели, подорвал силы султаната и привёл к его постепенному распаду к середине XV века.

До конца XV века связь Европы и Индии поддерживалась, главным образом, через посредников (купцов, редких путешественников) и не имела прямого жизненного для обеих цивилизаций политико-культурного и экономического значения: пряности и прочие экзотические товары были дороги, приносили большие прибыли, но не оказывали определяющего влияния на характер экономики и культуры обоих регионов, хотя и вынуждали европейцев искать удобный путь к богатствам Индии, и этот поиск привёл к Великим географическим открытиям и расширению европейского ареала влияния.

В XVI веках произошла новая территориальная консолидация Индии. В 1526 году правитель Кабула Бабур, который считал себя потомком и Тимура и Чингисхана, захватил Дели и основал государство Великих Моголов. Падишахи этой династии проводили политику относительной веротерпимости, что способствовало их успехам в объединении Индостана, почти целиком перешедшего под власть империи в первой половине XVII века. Однако после смерти падишаха Аурангзеба в 1707 году империя стала распадаться. Дели захватывался правителем Ирана Надир-шахом в 1739 году, а афганский правитель Ахмад-шах Дуррани контролировал Пенджаб и претендовал на господство над всей Северной Индией. Большая часть территории Индии принадлежала независимому государству маратхов, стремившемуся к верховенству над всей Индией. Однако во время вторжения в Пенджаб маратхи потерпели сокрушительное поражение от афганцев в 1761 году и не смогли консолидировать Индию. На севере усилилось движение сикхов, ещё в XVI веке выдвинувших синкретическое религиозное учение, в котором к положениям индуизма добавлялись идеи бхакти и суфизма. Распад империи Моголов и политическая раздробленность XVIII–XIX веках содействовали европейской колониальной экспансии.


←   Назад  |   Древняя и средневековая Индия   |   Вперёд   →



 

Успехи петрографии в России / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1923 года (издательство «Петроград»).Успехи петрографии в России
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1923 года ...
Северная экспедиция / Записки гидрографического департамента. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1851 года (издательство «Санкт-Петербург»).Северная экспедиция
Записки гидрографического департамента. Воспроизведено в оригинальной ...
Основы ботанической географии / Первые три части книги — перевод немецкого руководства Г. Вальтера, дающие ясное общее представление о флористической и исторической географии растений и экологи растений, основанное главным образом на материале из флоры Германии.Вместо 4-го отдела книги Вальтера, посвящённого целиком описанию растиОсновы ботанической географии
Первые три части книги — перевод немецкого руководства Г. Вальтера, дающие ясное ...