Швейцария / Экономика Швейцарии

Среди особенностей швейцарской экономики необходимо отметить следующие три. Во-первых, большое количество крупных транснациональных компаний, которые главным образом работают на внешних рынках, а базирование в Швейцарии даёт им преимущества в доступе к образованной рабочей силе, в стабильности политической обстановки и в надёжности правовой среды. Во-вторых, целый ряд динамичных и инновационных предприятий малого и среднего размера (преимущественно в химической отрасли и в машиностроении). В-третьих, использование протекционистской политики государства, преимущественно на уровне кантонов, для защиты неконкурентоспособных секторов экономики.

Первые два сектора реально создают добавленную стоимость, вносят существенный вклад в развитие экономики, третий сектор полностью зависит от них и от дальнейшей его защиты от внешней конкуренции.

Структура занятости в швейцарской экономике на 2006 год выглядит следующим образом: 72,4 % занято в отраслях сферы услуг, 23,9 % — в промышленности (включая строительство), 3,7 % — в первичном секторе. Стоит отметить большую продолжительность рабочего дня в первичном секторе, что увеличивает реальный вес этого сектора в структуре занятости. За последнее десятилетие занятость в абсолютном выражении в сфере услуг возрастала, в промышленности — сокращалась, в сельском хозяйстве — также сокращалась. Это является следствием постиндустриального пути развития швейцарской экономики; подобные тенденции наблюдаются во всех развитых странах.

Увеличение доли занятых в сфере услуг меняет ещё один параметр структуры занятости — долю работников на постоянной работе. В сфере услуг доля временно занятых (37,8 %) выше аналогичного показателя в промышленности (12,4 %). Подобные изменения будут усиливаться и дальше.

Ещё одной характерной для Швейцарии тенденцией является быстрый рост числа занятых в экономике иностранцев. За последние пять лет количество работающих в Швейцарии иностранцев росло вдвое быстрее количества работающих швейцарцев, а если из швейцарцев исключить недавно получивших гражданство, то в этот период можно констатировать общее сокращение количества работающих швейцарцев. Тем не менее до сих пор безработица среди иностранцев выше, а их зарплаты ниже.

Сравнение рынка труда в Швейцарии с рынком труда в других странах показывает более низкий уровень безработицы (в 2006 году — 4 %, в среднем для ЕС-25 — 8,2 %). Однако сами швейцарцы обеспокоены высокими показателями безработицы, так как в исторической перспективе и 4 % для Швейцарии является высокой безработицей.

Распространённый в Швейцарии тип экономических отношений, при котором государство имеет минимальный набор функций, не стремясь при этом к их увеличению, установился в конце XIX — начале XX века. Это было связано с представлением о том, что регулирование может успешно осуществляться объединениями крупных предпринимателей и банками и широкое вмешательство государства в экономическую жизнь страны не имеет смысла. Однако в начале 1960-х годов стало ясно, что механизм частного регулирования экономики даёт сбои, в частности, возникла напряжённость на рынке труда, появились существенные диспропорции в развитии различных отраслей хозяйства, рост инфляции, падение покупательной способности швейцарского франка. Эти структурные проблемы получили название «перегрева экономики». Для устранения диспропорций правительство предложило пакет мер, в который входило ограничение притока иностранного капитала, сокращение объёмов кредитования частных предпринимателей и сокращение притока иностранной рабочей силы. Эти декреты, принятые в 1964 году, фактически стали первым в истории Швейцарии вмешательством государства в сферу экономики.

На референдуме 1965 года предложения Федерального совета о введении мер для оздоровления экономики были одобрены, однако участие государства в экономической жизни общества не приняло системный характер. После относительной нормализации ситуации государственное регулирование было вновь сокращено до минимума, а затем усилено в 1970 году, поскольку опять появились признаки «перегрева». На этот раз в качестве ответной меры был использован принцип «экспортных депозитов»: с каждой экспортной сделки определённый процент стоимости товаров шёл в специальный фонд и должен был храниться там некоторое время; это было сделано для ограничения денежной массы и замедления инфляции.

Этот исторический пример наглядно демонстрирует тот факт, что государственное вмешательство в экономику в Швейцарии не имеет систематического характера, однако при необходимости может получить одобрение на использование целого набора рычагов влияния.

В ст. 41 конституции закреплено, что федерация и кантоны осуществляют деятельность, направленную на защиту здоровья граждан, защиту института семьи, защиту детства и материнства, а также заботятся о том, чтобы «каждый человек был защищён от экономических последствий, связанных со старением, нетрудоспособностью, болезнью, несчастными случаями, безработицей...». Таким образом, швейцарское государство гарантирует своим гражданам социальную защиту.

Власти на уровне кантонов ответственны за обеспечение населения образованием, которое финансируется из налоговых отчислений. В Швейцарии есть и частные школы, однако лишь незначительная часть населения пользуется их услугами, главным образом из-за высокой стоимости.

Система здравоохранения построена на принципах регулирования государством, но не управления. В целом система работает на полностью рыночной основе: каждый человек сам должен приобрести страховку (за детей это должны сделать родители), причём граждане сами выбирают страховщика и ту больницу, куда они будут обращаться за помощью, а государство участвует в разработке стандартных контрактов и задаёт некие рамки для тарифов. Государство также осуществляет субсидирование страховых премий (стоимости страховки), но направляются эти субсидии непосредственно самому гражданину. Государство также субсидирует госпитали, однако непосредственно в отношения между швейцарцем, страховой компанией и больницей государство не вмешивается.

Пенсионная система Швейцарии состоит из трёх блоков: обязательная государственная пенсия (финансируется из налоговых отчислений предприятий и частных лиц), обязательных пенсионных накоплений (они обязательны для определённой категории граждан, с зарплатой от 25 320 до 75 960 швейцарских франков) и добровольных накоплений.

В целом швейцарская система участия государства в экономике во многом соответствует западноевропейским стандартам. Даже традиционно низкий уровень доходов и расходов правительства постепенно приближается к европейскому уровню. Особенностью же Швейцарии является то, что большую роль в управлении играет не федеральное правительство, а правительства нижних уровней.

Национальная валюта Швейцарии — швейцарский франк. В качестве денежной единицы одного из мировых финансовых центров он активно используется в международных транзакциях и является одной из пяти реально конвертируемых валют (включая доллар США, евро, японскую йену, фунт стерлингов). Стабильный характер швейцарской экономики придал аналогичную характеристику и франку, в мире финансов есть негласное правило: в периоды спадов активно инвестировать в золото и швейцарский франк — два самых надёжных способа уберечь капитал. Швейцарские банкиры резонно полагают, что это даёт им преимущество при привлечении иностранных клиентов и поэтому выступают категорически против введения евро или хотя бы привязки франка к евро.

Внешний долг Швейцарии составляет более 1 триллион долларов США. Анализ структуры внешнего долга (на первый квартал 2007 года 66 % долга приходилось на банковский сектор Швейцарии) говорит о том, что причиной столь большого долга является высокая степень развития банковской системы, участники которой принимают активное участие в международном движении капиталов, активно работают на внешних рынках.

Швейцария ведёт активную международную торговлю; ежегодно экспорт превышает импорт, что является причиной притока в страну большого количества иностранной валюты. Тем не менее по капитальным операциям наблюдается отрицательное сальдо: швейцарцы активно инвестируют за рубеж, преимущественно в форме портфельных и прямых инвестиций, что сдерживает стремительный рост золотовалютных резервов.

Швейцария ежегодно привлекает в свою экономику большое количество прямых зарубежных инвестиций, однако ещё больше инвестирует за рубеж. Доходы от этих инвестиций не включаются в статистику ВВП, поэтому многие эксперты высказывают мнение о неполном отображении благосостояния швейцарского общества через этот показатель.

Положительный торговый баланс и высокая степень развития финансовых институтов создают прочную основу стабильности финансовой системы Швейцарии.

Швейцария является страной-кредитором, так как количество абсолютных инвестиций за рубеж превышает количество обязательств перед иностранцами.

Внешняя торговля для Швейцарии имеет большое значение. Это подтверждается номинальными цифрами: вклад чистого экспорта в ВВП в 2006 году составил 7,1 %, доля экспорта в 2005 году составила почти половину ВВП. При том, что в 2005 году доля Швейцарии в мировом ВВП составляла 0,8 %, доля в мировом экспорте в этом же году составляла порядка 1,35 %. Зависимость от внешней торговли также следует из структуры швейцарской экономики, наиболее динамичная её часть работает преимущественно на экспорт. Швейцария является активным участником мировой торговли.

С 1995 года Швейцария является членом ВТО и принимает деятельное участие в либерализации международной торговли: к 2006 году, по данным ВТО, средний уровень тарифов на импорт (за исключением сельскохозяйственной продукции) составил 2,1 %, на сельскохозяйственную продукцию — 43,8 %. Однако в то же время эксперты признают, что внутренний рынок Швейцарии остаётся закрытым: особенно большое количество нетарифных ограничений применяется на уровне кантонов. Косвенным доказательством этого могут быть высокие цены в Швейцарии, граждане даже часто ездят в соседние страны за покупками.

По данным Национальной статистической службы Швейцарии, основными экспортными товарами являются (2006 год): химическая продукция (34 %); продукция машиностроения, электроника (20,8 %); инструменты, часы (16,9 %) и др.

По данным Национальной статистической службы Швейцарии, основными импортными товарами являются (2006 год): химическая продукция (20 %); продукция машиностроения, электроника (18%); транспортные средства (8,7 %); металлы (8,7 %); продукция сельского хозяйства и лесной промышленности (6,7 %) и др.

Основными внешнеторговыми партнёрами Швейцарии являются (2006 год): Германия, США, Италия, Франция, Нидерланды, Япония, Китай и др.

Швейцария гордится качеством своего образования, которое подтверждается инвестициями иностранных компаний в предприятия сфер производства товаров и услуг, требующие высококвалифицированного труда. Однако, по мнению исследователей ОЭСР, начальное и среднее образование в Швейцарии имеет значительный недостаток — доминирует гуманитарная составляющая; чрезмерная направленность на иностранные языки и математику не позволяет детям уделить достаточное внимание гуманитарным наукам.


←   Назад  |   Экономика Швейцарии   |   Вперёд   →



 

Современная Япония. Справочник / Справочник предназначается для широкого круга читателей, интересующихся Японией. В нем содержатся общие сведения о стране и населении, исторический и этнографический очерки, характеристика экономики, политического строя и культуры страны. В приложениях помещены карты, таблицы, документы, хронология Современная Япония. Справочник
Справочник предназначается для широкого круга читателей, интересующихся Японией ...
Почвенно-географическое районирование СССР / Вашему вниманию предлагается издание «Почвенно-географическое районирование СССР».Почвенно-географическое районирование СССР
Вашему вниманию предлагается издание «Почвенно-географическое районирование ...
География как наука и учебный предмет / Издание пятое. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1911 года (издательство «Типография Глазунова»).География как наука и учебный предмет
Издание пятое. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1911 ...