Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов

Швейцария / Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов

Географически Швейцария находится в окружении государств, игравших на разных этапах развития международных отношений ведущую роль, и в той или иной степени испытывала на себе результаты стремления этих стран включить Швейцарию в свою орбиту влияния. Государственность отдельных кантонов сформировалась до их объединения в единую конфедерацию, однако после заключения оборонительного союза процесс навязывания институтов и политических практик в Швейцарии был полностью вытеснен практикой добровольного заимствования тех или иных политических институтов.

В новое время серьёзным испытанием для швейцарской институциональной самобытности стало французское завоевание. После захвата территории страны французы предприняли попытку навязывания собственных институциональных практик, направленных на централизацию кантонов, однако все это оказалось чужеродным политической системе и культуре страны, при этом их отторжение произошло сравнительно мирным образом.

Конфликты и расколы. Проблема внутренних и внешних конфликтов не является актуальной для Швейцарии. Почти 200 лет назад Швейцария объявила о своём «вечном нейтралитете», в результате чего практически не пострадала даже во время двух мировых войн XX века. Внутренняя политика, направленная на преодоление любых противоречий, а также высокий уровень экономического развития страны помогают предотвращать возникновение конфликтов внутри Швейцарии. В случае же возникновения конфликты не влияют на политическую стабильность. Ярким примером может служить процесс выделения нового кантона Юра из состава Берна. Недовольство немецко-язычного населения Берна, возникшее вначале, было успешно нивелировано политическими действиями федеральных властей, а проведённая серия референдумов позволила создать в 1979 году новый субъект федерации.

Межкультурные конфликты в стране практически отсутствуют, поскольку представители разных национальностей имеют широкую автономию и культурные права. Кроме того, Швейцария исторически была многонациональным (многосоставным) обществом, и в ней давно сформировалась гражданская культура мирного сосуществования представителей разных культур.

Поскольку Швейцария является многонациональным и мультилингвистическим обществом, потенциально конфликтными в ней могли бы стать вопросы этнической принадлежности и языка тех или иных групп граждан. Однако на практике этого не происходит, за исключением незначительных эпизодов, носящих локальный характер и легко разрешаемых демократическими методами. Это, во-первых, связано с тем, что Швейцария изначально формировалась как многонациональное объединение, и для правителей трёх кантонов, заключивших в 1291 году оборонительный союз, гораздо важнее была общность экономических и политических целей, нежели единство языка и культуры. Во-вторых, этот принцип продолжал развиваться на протяжении всей истории швейцарского государства, и в данное время существует сложная «система соответствия» (консоциативная система), которая гарантирует всем группам граждан равное участие в политической жизни страны и учёт их интересов на федеральном уровне. Помимо того, кантоны, в которых большинство жителей, как правило, объединяет один язык, обладают высокой степенью автономии и не обязаны унифицировать принципы организации своего сообщества с остальными кантонами и федеральным центром.

Большое число иммигрантов (около 20 % населения страны) вызывает определённое недовольство коренного населения, в связи с чем в Швейцарии большинство крупных партий находятся в правой части политического спектра, призывая ограничить приток иностранцев. Однако при выходе правых партий на федеральный уровень они принимают правила игры в многосоставном обществе и включаются в систему «соответствия», идя на компромисс с другими политическими силами и умеряя свои радикальные взгляды.

Кроме того, в предотвращении социально-политических конфликтов значительную роль играет такой институт прямой демократии, как референдум, часто применяемый в Швейцарии. Граждане могут, таким образом, высказать свою позицию по проекту того или иного пакета мер правительства, которая является определяющей для вступления в силу важнейших предложений.

Коэффициент Джини, отражающий неравенство в доходах и потреблении, для Швейцарии составляет 33,7 (2000 год). Это умеренно высокий показатель для государств Западной Европы (существенно выше, чем в скандинавских странах, но ниже, чем, напр., в Великобритании). Тем не менее высокий уровень экономического развития, а также низкий по сравнению с другими европейскими странами уровень безработицы также обеспечивают толерантность швейцарского общества.


←   Назад  |   Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов   |   Вперёд   →



 

Тысячелетняя летопись необычайных явлений природы / Авторы, геофизик и историк, используя богатейший материал древнерусских летописей, хроник и других литературный памятников, восстановили картину экстремальных природных явлений на европейской части России за последнюю тысячу лет. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1988 года.Тысячелетняя летопись необычайных явлений природы
Авторы, геофизик и историк, используя богатейший материал древнерусских ...
Главнейшие породообразующие минералы / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1933 года (издательство «ГГРИ»).Главнейшие породообразующие минералы
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1933 года ...
Геологический очерк Ветлужского края / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1883 года (издательство «Императорская Академия Наук»).Геологический очерк Ветлужского края
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1883 года ...