Россия / Разделение и взаимодействие ветвей власти

Согласно ст. 10 гл. 1 Конституции РФ, государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Высшими органами государственной власти России являются:

1. Президент РФ и Правительство РФ, представляющие исполнительную власть.

2. Федеральное Собрание (верхняя палата — Совет Федерации; нижняя палата — Государственная Дума), представляющее законодательную власть.

3. Конституционный суд и Верховный суд, представляющие судебную власть.

При этом Президент РФ является главой государства и имеет ряд законодательных (право вето, принятие указов) и судебных (право помилования) полномочий. Конституционные основы РФ устанавливают президентско-парламентскую форму правления. В действительности полномочия Президента РФ превосходят полномочия представительных органов власти. Ведущую роль в определении политического климата играет отсутствующая в Конституции структура — Администрация президента, обладающая разнообразными рычагами воздействия на Федеральное Собрание, Правительство, политические партии, СМИ и бизнес. Важнейшие государственные решения принимаются по согласованию структур Администрации президента, Правительства и Федерального Собрания.

Согласно Конституции РФ, Президент РФ избирается сроком на 6 лет «гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании» (ст. 81).

Выборы проводятся на альтернативной основе в соответствии с Федеральным законом о выборах Президента РФ от 31 декабря 1999 года.

Кандидатом на должность Президента РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд. Кандидат на должность Президента РФ может быть выдвинут избирателями или избирательными объединениями (блоками). Для официальной регистрации кандидата требуется либо решение представленных в Государственной Думе партий, либо 1 млн подписей избирателей. Избранный в 2008 году Президент РФ Д. А. Медведев был выдвинут партиями «Единая Россия», «Справедливая Россия» и «Гражданская сила».

Для победы на выборах кандидату на пост Президента РФ требуется набрать абсолютное большинство, то есть более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Ст. 92 и 93 Конституции РФ предусматривают возможность досрочного прекращения исполнения полномочий Президента РФ: «в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трёх месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий». Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации. Прецедент временного исполнения обязанностей имел место в ноябре 1996 года, когда во время операции на сердце Б. Н. Ельцина его обязанности исполнял B. C. Черномырдин.

Президент Российской Федерации может быть также отрешён от должности. Этим правом обладает Совет Федерации, но только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтверждённого заключением Верховного суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.

Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности должно быть принято не позднее чем в трёхмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против президента считается отклонённым.

Попытка осуществить такую процедуру была осуществлена в мае 1999 года, однако решение не набрало большинства в две третьих голосов депутатов Государственной Думы.

Существуют другие ограничения полномочий президента в сфере исполнительной власти.

Государственная Дума утверждает предложения президента по кандидатурам Председателя Правительства Российской Федерации, Председателя Центрального банка Российской Федерации, Председателя Счётной палаты и половины состава её аудиторов, Уполномоченного по правам человека. Совет Федерации также имеет полномочия утверждения или отклонения по представлению Президента РФ судей Конституционного суда Российской Федерации, Верховного суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного суда Российской Федерации и Генерального прокурора Российской Федерации.

Однако «после трёхкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы» (ст. 111 Конституции РФ). Право роспуска Государственной Думы имеется у Президента РФ в случае выражения вотума недоверия Правительству со стороны законодателей, что предусматривает ст. 117 Конституции РФ.

Несмотря на то что Государственная Дума неоднократно голосовала против кандидатур на пост главы правительства, предложенных Б. Н. Ельциным, большинство депутатов никогда не решалось сделать это троекратно. В период правления В. В. Путина Государственная Дума всегда соглашалась с предложениями президента.

Президент РФ по предложению Председателя Правительства назначает министров, с согласия Государственной Думы назначает Председателя Правительства РФ. Президент РФ определяет структуру Правительства и общие направления его деятельности; имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ; принимает решение об отставке Правительства РФ.

В отношениях с судебной властью полномочия Президента РФ ограничиваются предоставлением Совету Федерации кандидатур для назначения на должности судей Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ и Высшего Арбитражного суда РФ, назначением судей других федеральных судов, правом помилования.

Осуществляя свои полномочия, Президент РФ формирует свои исполнительные органы (Администрация Президента РФ и Управление делами); создаёт различные совещательные органы, важнейшими из которых являются Совет безопасности РФ, образованный в 2000 году. Государственный совет из глав администраций регионов и созванная впервые в 2006 году Общественная палата, состоящая из отобранных с участием Администрации Президента РФ участников общественных объединений.

В процессе реализации своих полномочий Президент РФ издаёт установленные Конституцией РФ юридические акты — указы и распоряжения. По своей юридической природе и характеру это властные акты, которые являются обязательными для исполнения на всей территории страны. Акты Президента РФ являются актами прямого действия и не нуждаются в опосредовании или одобрении со стороны какого бы то ни было государственного органа. Они прекращают действие после принятия закона, регулирующего соответствующие отношения.


←   Назад  |   Разделение и взаимодействие ветвей власти   |   Вперёд   →



 

Путь на Север / Авторы книги взяли на себя нелёгкий труд в увлекательной форме рассказать об арктических походах научно-спортивной экспедиции газеты «Комсомольская правда», организаторами и участниками которых они были. Походы выполнялись в 1970–1976 годах, экспедиция на лыжах пересекла самые суровые районы советскПуть на Север
Авторы книги взяли на себя нелёгкий труд в увлекательной форме рассказать об ...
Циркообразные оползни. Краткое содержание доклада «Еще несколько слов об оползнях» / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1913 года (издательство «Петроград»).Циркообразные оползни. Краткое содержание доклада «Еще несколько слов об оползнях»
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1913 года ...
Физическая география СССР / Курс «Физической географии СССР» — по своему объёму, содержанию и методу изложения предназначен для студентов старших курсов географических факультетов государственных университетов и педагогических институтов. Обширный фактический материал курса излагается на основе главнейших методологических и меФизическая география СССР
Курс «Физической географии СССР» — по своему объёму, содержанию и методу ...