Россия / Перестройка в СССР (1985–1991 годы)

К началу 1980-х годах СССР столкнулся с целой совокупностью кризисов: во-первых, кризисом сверхдержавы, выразившимся в том, что СССР стал отставать в гонке вооружений, в тупике оказалась политика, связанная с войной в Афганистане; во-вторых, кризисом «государственного социализма», то есть государственно-монополистического индустриального общества: система социально-экономических отношений, основанная на массовом стандартизированном производстве, бюрократическом управлении всеми экономическими процессами, уже не могла обеспечить удовлетворения растущих качественных потребностей населения; в-третьих, кризисом авторитарной политической системы: советские люди уже не хотели мириться с ролью бессловесных объектов управления, тем более что коммунистическая идеология объявляла, что в СССР существует демократия и народ является хозяином страны.

Постепенно сформировались элементы гражданского общества — самостоятельные от власти общественные течения. Всеобщее возмущение вызывали номенклатурные привилегии, неэффективность работы бюрократического аппарата, произвол и безответственность чиновников, коррупция. Социально-политические противоречия накладывались на этнонациональные.

Продолжая курс Андропова, Горбачёв настаивал на ускорении экономического развития, и его политика первоначально получила название «ускорение». Горбачёв считал, что начатый Андроповым экономический эксперимент принёс положительные результаты. Учитывая ограниченность эксперимента, Горбачёв собирался постепенно расширять товарно-денежные отношения и в конечном итоге полностью перевести большинство предприятий на самоокупаемость. Экономические реформы должны были сопровождаться внедрением новой техники, которая поможет улучшить качество продукции до уровня капиталистических стран. Проводилось укрупнение ведомств (прежде всего в агропромышленной сфере). На этом этапе реформы проводились авторитарно, продолжались начатые Андроповым чистки.

В 1985–1987 годах продолжались широкие репрессии против коррупционеров. Если в 1980 году было выявлено 6 024 случая получения взяток, а в 1983 году — 8 568, то в 1985 — уже 10 561, а в 1986 году — 11 408. В 1987 году происходит снижение количества выявленных взяток до 7 848. Несмотря на то что арестовывались тысячи людей, криминальный капитал сохранялся. «Дела» по коррупции часто носили демонстрационный характер, доказательная база следствия была неудовлетворительной. Аресты реальных и мнимых взяточников вызывали энтузиазм среди населения и недовольство в среде чиновничества. Такой характер борьбы с коррупцией не был особенностью СССР и соответствовал отечественной социально-политической традиции.

Горбачёв вынужден был постоянно учитывать опасность консервативного переворота. В то же время население демонстрировало Горбачёву свою поддержку. В этих условиях Горбачев стал склоняться к идее демократизации, то есть более широкого привлечения простых граждан к политике, чтобы можно было в случае необходимости противопоставить поддержку «низов» консервативной части партийного аппарата.

В феврале 1986 года на XXVII съезде КПСС Горбачёв провозгласил программу политики реформ, которая была названа «перестройкой». Планы преобразований предполагали рост темпов развития производства, прежде всего машиностроения, и его техническую модернизацию («ускорение»), усиление самостоятельности предприятий и углубление рыночных отношений (самоуправление и хозрасчёт), расширение информированности общества о положении в стране и мире («гласность»), привлечение граждан к участию в политической жизни при сохранении однопартийной власти КПСС («демократизация»), улучшение отношений с капиталистическими странами на основе равноправия и открытости («новое мышление»). Было прекращено уголовное преследование инакомыслящих. Доклад Горбачёва вызвал большие надежды, но реально за провозглашением основных идей перестройки не последовало решительных действий. К концу 1986 года это стало вызывать разочарование.

Тяжёлые последствия для страны имела Чернобыльская катастрофа, случившаяся 26 апреля 1986 года на Чернобыльской АЭС (УССР). В результате аварии радиационному воздействию подверглись сотни тысяч людей, проживающих на севере Украины, востоке Белоруссии, в ряде областей России. Ликвидация последствий аварии нанесла огромный ущерб экономике страны.

В 1987 году путём частичных уступок Горбачёву удалось урегулировать возникший ещё в 1979 году ракетный кризис с США. Началось сворачивание холодной войны.

В январе 1987 года Горбачёв выступил на пленуме ЦК с речью, где провозгласил начало более решительных преобразований. Генсек подверг резкой критике ведомственную бюрократию. Власть ведомств над предприятиями значительно ограничивалась. 30 июня 1987 года был принят закон о государственном предприятии, который предоставлял заводам и фабрикам широкую хозяйственную самостоятельность. Авторы этой реформы учитывали опыт 1960-х годов и справедливо опасались бесконтрольности руководителей предприятий. Поэтому учреждались советы трудовых коллективов, которые наделялись широкими полномочиями по контролю за работой директоров и определению стратегии предприятий. Сами руководители должны были избираться трудовыми коллективами и могли сменяться, если их работа будет неэффективной и отрицательно скажется на заработках сотрудников. Однако система советов на большинстве предприятий не заработала, так как они действовали под твёрдым контролем администрации, партийной и профсоюзной организаций, которые по-прежнему принимали важнейшие решения. Установив свой контроль над советами и освободившись от опеки вышестоящих ведомств, партийно-хозяйственная администрация стала практически бесконтрольной. Это явление закрепилось как один из итогов преобразований.

Чтобы поставить предприятия-монополисты в условия конкуренции и тем самым сбить цены и заставить сотрудников предприятий работать более эффективно, в 1987 году реформаторы разрешили развитие кооперативов в промышленности и торговле. Под видом кооперативов стали развиваться обычные капиталистические предприятия.

Реформаторам не удалось найти оптимального сочетания социальных гарантий и рыночной экономики. Произошло сращивание капитала кооператоров (отчасти криминализированного) с возможностями бесконтрольного директорского корпуса и коррумпированной части бюрократии. Через частные организации стали перекачиваться финансовые средства государственных предприятий и ведомств. Это обескровило государственные предприятия. Бюрократическое регулирование рынка было неэффективным в силу некомпетентности и коррупции. Постепенно консервативная часть чиновников, не готовая работать в новых условиях, стала выступать за прекращение рыночных реформ. Но те слои бюрократии, которые уже обрели заинтересованность в начавшемся разделе государственной собственности, продолжали настаивать на углублении преобразований, грозивших гибелью старой партийной номенклатуре.

Кризис реформ и обострение социальных противоречий привели к развитию политической борьбы, которая охватывала уже не только партийную верхушку, но и более широкие слои общества.

Этому способствовала политика «гласности». Официальным изданиям было разрешено критиковать Сталина и Брежнева, в политике которых видели истоки нынешних трудностей. Дискуссии в партийном руководстве вскоре привели к выделению нескольких позиций. Сторонники сохранения андроповского курса авторитарных реформ, противники демократизации и дальнейшего расширения рынка группировались вокруг члена Политбюро Е. К. Лигачёва. Лигачёву противостояли приверженец либеральных идей член Политбюро А. Н. Яковлев и остро критиковавший номенклатурные привилегии руководитель московской парторганизации Б. Н. Ельцин.

21 октября 1987 года на пленуме ЦК Ельцин обрушился с критикой на Лигачёва, а затем и на ход реформ, после чего подал в отставку. Резкий тон выступления и сам факт «политики отставок» вызвали осуждение в ЦК. Однако Горбачёв нуждался в противовесе консерваторам и поэтому оставил опального Ельцина в Москве, назначив его руководителем строительного ведомства. С этого момента стала расти популярность Ельцина как «гонимого за правду».

28 июня — 1 июля 1988 года прошла XIX партийная конференция КПСС. На конференции была полностью поддержана политическая линия Горбачёва на постепенную демократизацию и объявлено, что выборы в Советы теперь будут проходить «на альтернативной основе», то есть из нескольких кандидатур. Это было значительное изменение в стране, где до сих пор КПСС подбирала кандидата на место депутата, а избиратели только формально утверждали его на выборах. Отныне любая официально зарегистрированная организация могла выдвинуть своего кандидата. Но система органов власти и выборов была 1 декабря 1988 года кардинально переустроена. Теперь Верховный Совет должен был избираться Съездом народных депутатов, который был объявлен верховным органом в конституционной системе. Но съезд предусматривался как дискуссионный орган, в то время как законодательная деятельность должна была осуществляться Верховным Советом. Часть депутатов назначалась. Местные бюрократические органы (избирательные комиссии и предвыборные совещания) могли не утвердить кандидата. Таким образом реформаторы рассчитывали опереться на поддержку демократически настроенных граждан и в то же время удержать большинство депутатских мест за КПСС, отсекая от участия в выборах нежелательных оппозиционеров.

В 1986 году в СССР прекратилось уголовное преследование инакомыслящих. Их по-прежнему могли выгнать с работы, но за критику режима уже не осуждали на несколько лет тюремного заключения. 23 декабря 1986 года из ссылки был возвращён академик Сахаров. Из тюрем стали выпускать диссидентов. Но большинство из них не продолжило оппозиционную деятельность. Им на смену пришло новое поколение оппозиционеров — «неформалы».

С 1987 года в политической жизни стали участвовать десятки «неформальных» (то есть независимых от официальных структур) организаций, которые выступали за демократический социализм или либеральную демократию, критиковали КПСС. В мае — июле 1988 года по России прокатилась волна массовых манифестаций с политическими требованиями. Большинство жителей СССР никогда не видели оппозиционных митингов и с интересом отнеслись к идеям «неформалов». Это позволило оппозиционным организациям увеличить свою численность. Они начали многотысячными тиражами выпускать свои издания (газета «Экспресс-хроника», «Свободное слово», «Гражданское достоинство», журналы «Община», «Панорама» и др.), вступив в конкуренцию с либеральными коммунистическими изданиями. Рост неформального движения привёл к формированию в СССР широкого спектра политических организаций, открыто отстаивающих различные пути развития страны (националистическая «Память»; радикально-либеральный «Демократический союз»; «Социалистическая инициатива», выступающая за истинные принципы марксизма; «Община», которая отстаивали народнические идеи общинного самоуправления, и др.).

Власти перешли в контрнаступление против «неформалов», и с 18 июня 1988 года начали разгонять их митинги в Москве, а затем и в других регионах. Однако это не привело к разгрому движений и только радикализовало «неформалов». Весной — летом 1988 года по СССР прокатилась волна массовых выступлений против первых секретарей обкомов КПСС. Пока граждане видели в них причину своих проблем. Но постепенно недовольные массы стали считать корнем бед сам коммунистический режим.

Одновременно оппозиционное движение разрасталось и в союзных республиках СССР, где оппозицию объединяли национальные лозунги. В 1989 году уже в каждой из республик СССР существовало влиятельное национальное движение, выступавшее за суверенитет, то есть верховенство национальной власти над вышестоящими организациями, включая структуры власти СССР.

26 марта — 9 апреля 1989 года прошли выборы 2250 народных депутатов СССР. Большинство депутатов состояло из представителей партийной номенклатуры и было настроено консервативно. Но депутатами были также избраны и известные «прорабы перестройки». Лидером движения за социальную справедливость стал Б. Н. Ельцин, который обличал номенклатурные привилегии и произвол партийного аппарата. Большинство москвичей отдало ему свои голоса. Лидером более радикальных либералов стал академик А. Д. Сахаров, который был избран депутатом от Академии наук СССР.

На Съезде народных депутатов, который открылся 25 мая 1989 года, «демократы» оказались в меньшинстве, причём очень незначительном. Тем не менее они вступили в борьбу с послушным Горбачёву большинством, используя трибуну съезда для изложения своих взглядов. Заседания съезда транслировались по телевидению, и вся страна смотрела их. Большинство понимало, что решается судьба СССР. Почти не осталось людей, которые бы совсем не интересовались политикой. «Неформалы» организовали массовые митинги в поддержку демократов.

Председателем съезда был избран М. С. Горбачёв. Несмотря на то что демократы не смогли провести свои требования на съезде, их авторитет вырос. 30 июля 1989 года они образовали Межрегиональную депутатскую группу (МДГ), и она превратилась в штаб демократической оппозиции. В 1989 году МДГ, обладавшая парламентской трибуной, была ещё рупором, а не руководителем гражданского движения, которое в это время было представлено сотнями неформальных организаций и общественных движений, стачечными комитетами, комитетами самоуправления и другими институтами непосредственной демократии.

После смерти А. Д. Сахарова 14 декабря 1989 года ведущим лидером МДГ стал Б. Н. Ельцин. «Неформалы» либо стали действовать под её руководством, либо, если их идеи расходились с позицией МДГ, создали свои партии и движения, менее влиятельные, чем МДГ.

В 1988–1989 годах Горбачёв фактически потерял лидерство в перестройке. Его влияние ослабевало как в партии, где усилились сторонники скорейшего прекращения реформ, так и в обществе, где демократическая оппозиция выдвигала требования как можно более радикальных и глубоких преобразований.

Чтобы укрепить свою власть, Горбачёв добился новых изменений в конституции. 14 марта 1990 года союзный парламент провозгласил его президентом СССР. Это привело к новому падению авторитета партии, потому что Горбачёв был теперь лидером государства не как глава партии, а как президент. Институт президентства закрепился в политической традиции страны. Вскоре он был введён в большинстве союзных и автономных республик.


←   Назад  |   Перестройка в СССР (1985–1991 годы)   |   Вперёд   →



 

Функционирование системы озеленённых территорий крупных городов Нижнего Поволжья в условиях техногенной нагрузки / Зелёные насаждения населённых пунктов Нижнего Поволжья закладывались в основном в послевоенные годы и в настоящее время в связи с техногенной нагрузкой не выполняют свою многофункциональную роль. Повсеместно наблюдается недостаток озеленённых площадей, отсутствует система озеленённых территорий, вклФункционирование системы озеленённых территорий крупных городов Нижнего Поволжья в условиях техногенной нагрузки
Зелёные насаждения населённых пунктов Нижнего Поволжья закладывались в основном ...
Зоогеографический атлас с объяснительным текстом / Прижизненное издание. Москва, 1912. Издание М. и С. Сабашниковых. Ледериновая типографская папка. Большой формат. Сохранность хорошая. Издание содержит 30 таблиц рисунков, иллюстрирующих животное население суши земного шара по зоологическим областям, с объяснительным текстом и картой зоологических оЗоогеографический атлас с объяснительным текстом
Прижизненное издание. Москва, 1912. Издание М. и С. Сабашниковых. Ледериновая ...
Перечень внутренних водных путей Европейской России / Перечень внутренних водных путей Европейской России. Издание статистического отдела Министерства путей сообщения. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1892 года (издательство «Санкт-Петербург, Типография Министерства путей сообщения»).Перечень внутренних водных путей Европейской России
Перечень внутренних водных путей Европейской России. Издание статистического ...