Бельгия / Бельгия во второй половине XX — начале XXI века

В первые послевоенные годы страна погрузилась в глубокий политический и экономический кризис. Большое влияние приобрели коммунисты, которым противостояла монархическая Социально-христианская партия (СХП) и либералы, стремившиеся к сближению с США. Конфликт этих сил сопровождался межэтническими конфликтами во Фландрии и Валлонии, массовыми демонстрациями, стачками и забастовками. К 1951 году был достигнут определённый консенсус ценой отставки правительства и отречения короля от престола: либеральные силы заключили союз с СХП и стабилизировали политическую систему.

В1947 году Бельгия присоединилась к «плану Маршалла», а в 1949 году вступила в НАТО, определив тем самым свой внешнеполитический вектор и идентичность в рамках послевоенной Европы. Захватив инициативу в переговорах с США, либеральная партия и СХП смогли объединить вокруг себя некоторую часть разрозненных политических сил.

После Леопольда III престол занял его сын Бодуэн. По результатам выборов СХП получила 50 % голосов в парламенте и оказала существенное влияние на формирование нового кабинета министров. Новым руководителям удалось вывести Бельгию на высокий уровень экономического развития (во многом благодаря тому, что в годы войны промышленный потенциал страны был сохранён). В середине 1950-х годов СХП временно потеряла лидирующие позиции в парламенте, уступив место коалиции либералов и социалистов, попытавшихся взять курс на секуляризацию, преимущественно в сфере образования. Однако в 1958 году СХП вновь одержала верх.

В области внешней политики Бельгия, как и большинство колониальных держав, столкнулась с ростом национально-освободительных движений в Африке. Первоначально кризис начался в Конго, где движение за независимость возглавил Патрис Лумумба. В 1960 году независимость получило Конго, а в 1962 году — Руанда-Урунди. Бельгийские власти попытались подавить сопротивление или спровоцировать раскол страны с целью отделения наиболее богатой ресурсами и промышленными объектами провинции Катанга. Однако все попытки колонизаторов восстановить прежний статус колонии или перевести политический контроль над данной территорией в другое русло не увенчались успехом.

С 1960 по 1970 годы Королевство Бельгия переживало сложный период эволюции политической системы. Существование двух исторически сложившихся регионов — Фландрии и Валлонии, сложная в национальном и лингвистическом отношении структура находящегося в центре Фландрии Брюсселя и другое — все эти факторы представляли серьёзную политическую проблему с точки зрения распределения власти и обеспечения интересов всех участников политического процесса.

К этому времени в стране назрели серьёзные противоречия. Католическое правительство приняло план реформ, направленных на своеобразное «затягивание поясов», с целью снизить издержки, вызванные потерей колониальных владений. В частности, были приняты законы, существенно ущемлявшие права рабочих, запрещавшие забастовки и отменявшие весомую часть социальных гарантий. В результате начались массовые акции протеста. К 1968 году обострились проблемы, связанные с правами этнических групп, проживающих на территории Бельгии: возникли споры по поводу языка преподавания на фламандских землях и в Валлонии. Эти события привели к отставке правительства. Новое правительство, сформированное премьер-министром М. Эйкенсом (лидером СХП), продержалось до 1972 года. В период с 1970 по 1972 годы под руководством Эйкенса был проведён ряд конституционных поправок, позволивших существенно расширить права регионов Бельгии: были созданы так называемые региональные советы при трёх языковых сообществах (фламандском, французском и немецком) и отдельный совет при Брюсселе. В результате этой конституционной реформы в Бельгии была создана сложная институциональная структура, сочетающая элементы территориальных (принцип федерализма) и экстерриториальных (принцип консоционализма) начал в организации бельгийского общества.

В 1960–1970-х годах основные партии страны по-прежнему разделялись по национальному признаку на валлонские и фламандские.

К 1978 году, в период правления премьер-министра Л. Тиндеманса, политическая система Бельгии частично стабилизировалась благодаря достижению консенсуса между ведущими партиями страны (причём существенную роль сыграли движения, представлявшие региональные интересы): было принято решение о постепенном переходе к федерализму. Однако успех оказался недолговременным из-за вмешательства Конституционного суда, посчитавшего намеченный план несовместимым с существовавшими правовыми нормами; последовала отставка главы правительства. В ходе досрочных выборов существенно укрепила свои позиции Христианская народная партия (ХНД). Новому премьер-министру В. Мартинсу удалось достичь временного успеха благодаря формированию коалиции на базе Фламандской партии либералов и демократов, ХНД, Социалистической христианской партии и ряда других партий, разрешив тем самым кризис, возникший в результате бойкота парламентского процесса партией, представлявшей интересы франкоязычного населения Таким образом, в 1980 году Бельгия сделала первый шаг на пути к конституционному федерализму.

Новый кризис в 1987 году привёл к окончательному ослаблению позиций Мартинса (ранее в 1980 году он потерял свой пост на несколько месяцев в результате парламентского кризиса). На практике новая политическая система оказалась неэффективной при решении проблем, возникших в связи с неравномерностью распределения фламандских и франкоязычных сообществ Бельгии: на юго-востоке Фландрии политические права французского меньшинства оказались ущемлены, что привело к новому конфликту. Кризис был разрешён благодаря вмешательству короля, настоявшего на формировании нового правительства, включавшего социалистические и христианские партии, а также партию, представлявшую интересы фламандцев.

В 1992 году Мартинса сменил Ж. -Д. Дегене. На предшествовавших парламентских выборах стало явным существенное изменение партийно-политического ландшафта страны: помимо традиционного успеха христианско-социалистических партий, усилили свои позиции «зелёные» и радикальная партия крайнего правого спектра — Фламандский блок. Новое правительство сделало упор на решении экономических проблем, сокращении военных расходов и усилении курса на федерализацию политической системы. После принятия в 1993 году поправок к конституции Бельгия стала федеративным государством, состоящим из сообществ и регионов.

Бельгийские вооружённые силы участвовали в 1991–1994 годах в конфликтах в Заире и Руанде (в 2001 году в Бельгии были осуждены военнослужащие, причастные к организации в 1994 году геноцида в Руанде).

В 1999 году Дегене потерпел поражение на выборах (после окончания его второго срока в качестве премьер-министра) вследствие потери общественного доверия, вызванной рядом громких коррупционных скандалов. Новым главой правительства был избран Ги Верхофстадт, опиравшийся на коалицию из 6 партий во главе с Фламандскими либералами и демократами (победившая партия). Коалиция Ги Верхофстадта получила название «коалиция радуги» благодаря включению в политический спектр социалистов, либералов и «зелёных». Правительство нового премьера смогло долгое время (вплоть до 2007 года) поддерживать стабильность, в целом продолжая взятый ранее курс на европейскую интеграцию. В 2003 году Верхофстадт был переизбран на второй срок. В 2007 году, после провала «коалиции радуги» на выборах, Верхофстадт покинул пост премьер-министра, а страну вновь захлестнула волна фламандского сецессионизма, усиливаемая деятельностью ультраправых сил.

По итогам парламентских выборов 10 июня 2007 года лидер фламандских христианских демократов Ив Летерм (партия которого получила наибольшее число мест в парламенте страны) получил право сформировать правительство, что он и пытался сделать по поручению короля Альберта II во второй половине 2007 года. Однако разногласия между фламандскими и франкофонскими партиями по вопросу о государственной реформе не позволили создать коалицию. В связи с острым политическим кризисом король Альберт II попросил бывшего премьера Ги Верхофстадта возглавить временное правительство. Постоянное правительство в мае 2008 года сформировал Ив Летерм. В декабре 2008 года премьер-министр Бельгии Ив Летерм подал прошение об отставке правительства в связи со скандалом вокруг продажи бельгийской банковско-страховой группы «Фортис» (Fortis) французской финансовой группе «БиЭнПи Париба» (BNP Paribas).


←   Назад  |   Бельгия во второй половине XX — начале XXI века   |   Вперёд   →



 

История Земли / Книга известного американского учёного Ричарда Фостера Флинта посвящена не только истории геологического развития нашей планеты, но и развитию эволюционных процессов жизни на Земле во всем её многообразии, от простейших одноклеточных организмов до человека.История Земли
Книга известного американского учёного Ричарда Фостера Флинта посвящена не ...
Геологические карты, их чтение и построение / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1933 года (издательство «Геолразведиздат»).Геологические карты, их чтение и построение
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1933 года ...
Страна субтропиков и заснеженных гор / Автор — геолог и альпинист, посетивший самые отдалённые и глухие уголки Непала, — рассказывает об удивительных географических и геологических контрастах страны, о своеобразии культуры и быта её народов. Читатель познакомится также с первой советской экспедицией на Эверест 1932 года, в которой автор Страна субтропиков и заснеженных гор
Автор — геолог и альпинист, посетивший самые отдалённые и глухие уголки Непала, — ...