Тайвань / Отношения с Китаем

Стороны не имели официальных контактов с 1949 года. В 1979 году Пекин предпринял широкомасштабную кампанию по дискредитации правительства Китайской Республики, на что Тайбэй ответил политикой, заключающейся в формуле «трёх нет»: «никаких контактов, никаких переговоров, никаких компромиссов».

После отмены военного положения в 1987 году, а также ввиду активных процессов политической демократизации и экономической либерализации, правительство Тайваня стало вести более открытую политику в отношении Китая. Стали интенсивно развиваться экономические, культурные и образовательные обмены.

В 1990 году правительство Китайской Республики учредило Совет по национальному объединению, который в 1991 году разработал Основные направления национального объединения. В мае 1991 году Президент Ли Дэнхуэй объявил о прекращении «Периода национальной мобилизации с целью подавления коммунистического мятежа», тем самым признавая, что общества по обе стороны Тайваньского пролива управляются разными правительствами.

В 1990–1991 годах организационно был оформлен институт, ответственный за развитие отношений между Тайванем и Китаем и состоящий из Совета по национальному объединению, Совета по делам материкового Китая, Фонда по обменам между двумя сторонами Тайваньского пролива. В 1992 году был промульгирован Закон об отношениях между народами Тайваня и материковым Китаем.

В апреле 1993 года состоялась 1-й раунд встреч между Фондом по обменам между двумя сторонами Тайваньского пролива (Тайвань) и аналогичной структурой КНР. Однако после этой встречи двусторонние отношения стали стремительно ухудшаться, а 2-й раунд встреч, намеченный на июль 1995 года, был отложен — он состоялся в октябре 1998 года.

В течение последних 5 лет были сняты ограничения на перевозки, почтовые коммуникации и торговлю между тайваньскими островами Цзиньмэнь и Мацзу, с одной стороны, и Китаем — с другой.

Несмотря на интенсивные взаимодействия на неофициальном уровне, на политическом уровне за последние 15 лет практически не наблюдается никакой динамики.

В Конституции КНР закреплено, что Тайвань является «частью священной территории КНР»; воссоединение Тайваня с материковой частью Китая является важнейшей общенациональной задачей, причём руководство КНР видит решение «тайваньского вопроса» в объединение по формуле «одно государство — две системы». Китай болезненно реагирует на рост влияния политических сил, выступающих за независимость Тайваня, и не исключает применение силы в случае, если последний официально объявит о своей независимости.

КНР продолжает развёртывать ракетные вооружения вдоль Тайваньского пролива. Сегодня на Тайвань нацелены около 700 ракет. Ежегодно КНР проводит военные учения, имитирующие военные действия в Тайваньском проливе.

КНР неоднократно требовала от руководства Тайваня принять формулу «одно государство — две системы». Однако руководство Китайской Республики пока отклоняет подобный компромисс.

В июле 1999 года президент Тайваня Ли Дэнхуэй в интервью немецкому радио описал ситуацию в Тайваньском проливе как «межгосударственные отношения», что вызвало недовольство КНР.

В мае 2000 года президент Чэнь Шуйбянь заявил, что в период своего пребывания на посту президента он не собирается объявлять независимость Тайваня, не будет настаивать на внесение в конституцию формулировки о «межгосударственных» отношениях между Тайванем и КНР, не будет настаивать на проведении референдума по вопросу изменения статус-кво (в сторону независимости или объединения с КНР).

В августе 2002 года президент заявил, что Тайвань не является частью другого государства; Тайвань всегда был суверенным государством и не может иметь статус, аналогичный Гонконгу или Макао. «Только 23-миллионный народ Тайваня может решать вопрос касательно будущего, судьбы и статуса Тайваня».

В ноябре 2004 году он призвал руководство КНР «посмотреть в глаза реальности и признать существование Китайской Республики».

В марте 2005 года КНР приняла Закон о противодействии сепаратизму (сецессии), допускающий использование вооружённой силы против Тайваня.

Таким образом, отношения между Тайванем и КНР носят весьма сложный характер. Вопрос о статусе Тайваня носит принципиальный характер. Результаты некоторых соцопросов, проведённых на Тайване, показывают, что около 87,6 % респондентов считают, что диалог между двумя сторонами возможен только на равноправной основе. 86,8 % опрошенных убеждены в необходимости поддержания статус-кво по вопросу самоопределения народа. 75,4 % респондентов считают формулу «одно государство — две системы» неприемлемой.

Между тем, как уже было отмечено, взаимодействия неполитической природы между Тайванем и Китаем происходят очень активно и их интенсивность год от года растёт.

Внешнеторговый оборот между Тайванем и Китаем в 2004 году достиг уровня 61,64 миллиарда долларов США. Экспорт Тайваня в КНР составил 44,96 миллиарда долларов США, а импорт, соответственно, — 16,69 миллиарда долларов США. Инвестиции Тайваня в китайскую экономику составили в 2004 году 41,25 миллиарда долларов США.

Позиция России по «тайваньскому вопросу» состоит в том, что существует только один Китай, правительство КНР является единственным законным правительством, представляющим весь Китай, а Тайвань — неотъемлемая часть Китая. Эта позиция не менялась с 1949 года. Россия выступает против независимости Тайваня в какой бы то ни было форме, а также против концепции «двух Китаев» или «одного Китая и одного Тайваня». Эта позиция закреплена в российско-китайском Договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве от 16 июля 2001 года и других документах, устанавливающих принципы взаимоотношений РФ—КНР. Считая тайваньский вопрос внутренним делом КНР, российский МИД в то же время в периоды напряжённости в Тайваньском проливе несколько раз выступал с заявлениями о желательности мирного решения конфликта.

Китай не имеет возражений против осуществления Россией неофициальных связей с Тайванем в торгово-экономической, научно-технической, культурной и др. областях. Эти связи развиваются на основе Указа Президента РФ «Об отношениях между Российской Федерацией и Тайванем», принятом 15 сентября 1992 года. В указе подтверждалась российская позиция по Тайваню, запрещались связи между государственными органами, а также использование в России на государственном уровне названия «Китайская Республика» и её государственной символики. В то же время были созданы Московско-тайбэйская и Тайбэйско-московская координационные комиссии по экономическому и культурному сотрудничеству, представительства которых соответственно в Тайбэе (работает с 1997 года) и в Москве (работает с 1993 года) координируют контакты на неофициальном уровне.

Импорт из России в 2005 году составил 2,2 миллиарда долларов США, что на 11,5 % меньше, чем в 2004 году. Экспорт в Россию в 2005 году составил 512,2 миллионов долларов США, что на 19,3 % больше, чем в 2004 году.


←   Назад  |   Отношения с Китаем   |   Вперёд   →



 

Труды Тибетской экспедиции / Путешествие по Восточному Туркестану, Кун-Луню, северной окраине Тибетского нагорья и Чжунгарии в 1889 и 1890 годах. Отчёт бывшего начальника тибетской экспедиции М. В. Певцова, действительного члена императорского русского географического общества.С картой и 40 фотографиями. Воспроизведено в оригинТруды Тибетской экспедиции
Путешествие по Восточному Туркестану, Кун-Луню, северной окраине Тибетского ...
Острова, затерянные во льдах / Это книга об отдалённых островах Центральной Арктики. Автор её провёл несколько зимовок на полярных станциях, летал в экипажах самолётов полярной авиации был участником высокоширотных экспедиций «Север». Книга даёт читателю возможность увидеть жизнь современной Арктики, узнать, как прочно обосновалсОстрова, затерянные во льдах
Это книга об отдалённых островах Центральной Арктики. Автор её провёл несколько ...
Полезные ископаемые Сибири / Полезные ископаемые Сибири: основания для поисков и разведок рудных месторождений. В 2-х частях, со 108-ю чертежами и 9-ю рисунками в тексте. Часть 1. Автор — горный инженер В.С. Реутовский. Санкт-Петербург, издание Горного Департамента, типография Розена, 1905 года. Воспроизведено в оригинальной авПолезные ископаемые Сибири
Полезные ископаемые Сибири: основания для поисков и разведок рудных ...