Тайвань / Конституционные основы, характеристика формы правления

Конституция Тайваня/Китайской Республики была принята 25 декабря 1946 года Национальной Ассамблеей в городе Нанкин. Она была промульгирована Национальным правительством 1 января 1947 года, вступила в силу 25 декабря того же года. Эта конституция в отношении построения властных органов исходила из провозглашённой китайским революционером и первым президентом Китайской Республики Сунь Ятсеном идеи разделения пяти властей: законодательной, исполнительной, судебной, экзаменационной (кадровой), контрольной. В соответствии с ней были сформированы палаты (юани) правительства, соответствующие пяти ветвям власти, причём Законодальный Юань избирался прямым голосованием.

В качестве высшего представительного органа, стоящего над разделёнными властями, учреждалось Национальное собрание. Им избирались президент и вице-президент страны, принималась и изменялась конституция. На первой сессии Национального собрания 19 апреля 1948 года ввиду коммунистической угрозы Национальной Ассамблеей были приняты Временные правила национальной мобилизации на период мятежа, которые предоставляли президенту чрезвычайные полномочия, срок которых определялся им самим. Временные правила расширяли полномочия президента, например, наделяли его полномочиями предпринимать чрезвычайные меры с тем, чтобы отразить угрозу национальной безопасности, подавить «коммунистический мятеж» и так далее. Кроме того, на президента и вице-президента не распространялось ограничение по двум срокам нахождения в должности, предусмотренное ст. 47 конституции.

Режим чрезвычайного положения был окончательно сформирован после эвакуации на Тайвань центральных учреждений правительства Китайской Республики и центральных органов правящей партии Гоминьдан. В 1950 году на основе Временных правил был принят Декрет о чрезвычайном положении, которым запрещалась организация и деятельность политических партий, кроме правящего Гоминьдана и двух союзных антикоммунистических партий. Полномочия выборных органов замораживались на неопределённое время.

Чрезвычайное положение было отменено в 1987 году. 22 апреля 1991 года Национальное собрание приняло решение прекратить действие Временных правил. Период «коммунистического мятежа» завершился 1 мая 1991 года.

С тем чтобы конституция отвечала требованиям политического развития, Национальное собрание 7 раз принимало поправки к Основному Закону — в 1991, 1992, 1994, 1997, 1999, 2000 и 2005 годах. Поправки предусматривали важные реформы, включая проведение прямых выборов президента и вице-президента, регулярных выборов в Законодательный Юань, полномочия президента по роспуску Законодательного Юаня, права Законодательного Юаня инициировать вотум недоверия премьеру (председателю Исполнительного Юаня) и др. Последняя конституционная реформа нацелена на оптимизацию избирательной системы Тайваня.

Конституция состоит из преамбулы, 175 статей, объединённых в 14 глав:

Конституция (Преамбула)

Глава I. Основные положения (ст. 1–6)

Глава II. Права и обязанности народа (ст. 7–24)

Глава III. Национальное Собрание (ст. 25–34)

Глава IV. Президент (ст. 35–52)

Глава V. Администрация / исполнительная власть (ст. 53-61)

Глава VI. Законодательная власть (ст. 62–76)

Глава VII. Судебная власть (ст. 77–82)

Глава VIII. Экзаменационная власть (ст. 83–89)

Глава IX. Контрольная власть (ст. 90–106)

Глава X. Полномочия центрального и местных правительств (ст. 107–111)

Глава XI. Система местных правительств (ст. 112–128)

Глава XII. Выборы, отзыв, инициатива и референдум (ст. 129-136)

Глава XIII. Фундаментальная национальная политика (ст. 137-169)

Глава XIV. Исполнение и поправки к Конституции (ст. 170-175)

Также существуют 12 Дополнительных статей к конституции.

Согласно 12-й Дополнительной статье, предложение о поправке к конституции может быть инициировано 1/4 всех членов Законодательного Юаня, должно быть принято по крайней мере 1/4 присутствующих членов с кворумом в 3/4 членов Законодательного Юаня. Вопрос должен быть поставлен на референдум, который должен состояться по истечении 6 месяцев после публичного объявления предложения, и одобрен более чем половиной избирателей.

Ст. 5 конституции гарантирует равенство между различными расовыми группами.

В гл. II конституции зафиксированы права и обязанности граждан (ст. 7–24):

— политические: свобода слова (ст. 11); свобода собраний и ассоциаций (ст. 14); право представлять петиции, подавать жалобу, предъявлять судебный иск (ст. 16); активное и пассивное избирательное право, право на отзыв, (законодательную) инициативу и референдум (ст. 17); право проходить государственные экзамены и занимать государственные посты (ст. 18);

— социально-экономические права и свободы: равенство всех граждан перед законом (ст. 7); право и обязанность получать гражданское образование (ст. 21);

— личные (гражданские) права и свободы: личная свобода (ст. 8); свобода выбора места проживания и его смены (ст. 10); тайна переписки (ст. 12); свобода вероисповедания (ст. 13); право на существование, работу и собственность (ст. 15).

Ст. 22 гарантирует все другие права и свободы, которые не угрожают социальному порядку или общественному благосостоянию. Ст. 23 предусматривает ограничение означенных прав и свобод для предотвращения посягательства на свободы других граждан, отражения надвигающегося кризиса, поддержания социального порядка и обеспечения общественного благополучия. Ст. 24 предусматривает, что любой чиновник, ущемивший свободы и права человека, будет подвергнут дисциплинарным мерам, а также приведён к ответственности в соответствии с уголовным и гражданским законодательством. Пострадавший имеет право потребовать у государства компенсацию за нанесённый ущерб.

Согласно ст. 35 конституции, главой государства является Президент Китайской Республики.

Согласно ст. 1 конституции, Китайская Республика, основанная на «трёх народных принципах», является демократической республикой, осуществляющей власть народа, от имени народа и в интересах народа. Под «тремя народными принципами», сформулированными доктором Сунь Ятсеном, понимаются принципы национализма, народовластия и народного благосостояния. Политический режим Тайваня имеет признаки конституционной демократии.


←   Назад  |   Конституционные основы, характеристика формы правления   |   Вперёд   →



 

Общий курс петрографии / В книге излагаются основы петрографии горных пород. Даются общие понятия о горных породах, методах их изучения, сообщаются краткие сведения из истории развития петрографии. Излагается материал по кристаллооптике в объёме, необходимом для применения кристаллооптического метода при изучении минералов Общий курс петрографии
В книге излагаются основы петрографии горных пород. Даются общие понятия о горных ...
Западная Европа / Под редакцией С. Н. Филиппова. С 36 картами и планами, 120 видами и рисунками и русско-французско-немецко-английско-итальянским дорожным словарём. Четвёртое издание, пересмотренное и дополненное. Одобрено Министерством финансов для библиотек коммерческих учебных заведений. Воспроизведено в оригинальЗападная Европа
Под редакцией С. Н. Филиппова. С 36 картами и планами, 120 видами и рисунками и ...
Из истории изучения природы Средней Азии / Научная работа, выполненная советскими учёными по изучению природных условий, выявлению и оценке естественных ресурсов Средней Азии, чрезвычайно велика по объёму и многогранна по содержанию. В связи с этим стечением времени она становится все более трудно обозримой. Между тем, не проникнув в особеннИз истории изучения природы Средней Азии
Научная работа, выполненная советскими учёными по изучению природных условий, ...