Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией

Конго, Демократическая Республика / Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией

ДРК является членом ООН и ряда её специализированных учреждений, Африканского союза, Движения неприсоединения, МБРР, МВФ, ВТО, КОМЕСА (Общий рынок Восточной и Южной Африки), САДК (Сообщество развития Юга Африки), Африканского банка развития.

Из всех международных структур важнейшей для ДРК остаётся ООН. В свете резолюции 1756 СБ ООН, продлившей мандат Миссии до 31 декабря 2008 года, её полномочия расширены. Теперь у «голубых касок» есть весомый аргумент для силовой поддержки ВС ДРК в случае необходимости, в то время как ранее их действия ограничивались главой 7 Устава ООН о самообороне. Они будут также принимать участие в обучении интегрированных бригад национальной армии. По последним данным, в её рамках работает 21 905 специалистов из 119 стран мира. В основном это миротворцы из Индии, Пакистана, Бангладеш, Уругвая, Непала и ЮАР. Представлена также и Россия.

Во внешнеполитической стратегии ДРК на современном этапе имеются два приоритетных компонента: поддержание конструктивного сотрудничества с развитыми государствами Запада (в первую очередь, США, Бельгией, Францией), являющегося залогом восстановления и развития страны, и обеспечение безопасности в лимитрофных зонах с приграничными государствами.

Первое направление связано с привлечением иностранной помощи и инвестиций в национальную экономику, как по государственной, так и по частной линии. Западные страны периодически предпринимают попытки добиться от ДРК более заметных успехов на ниве демократизации. Однако отсутствие положительной динамики в этой области становится все более очевидным.

Поскольку главной гарантией хотя бы относительной безопасности жителей страны и будущих сделок с её деловыми кругами является именно эффективная исполнительная власть, США и европейские государства, по мнению ряда исследователей, сделали своим приоритетом не «хорошее», а «достаточно хорошее» управление (англ. good enough government Vs. good governance). Подобная стратегия представляется особенно рациональной с учётом возможного столкновения в ДРК интересов западного и китайского бизнеса, где последний, как известно, практически безразличен к правозащитной проблематике и потому особенно привлекателен для многих африканских правительств.

По-настоящему жёсткая и подкреплённая практическими мерами критика Кабилы со стороны Запада возможна, по всей видимости, только в случае резкого ухудшения внутренней обстановки в стране. Кризис 2008 года в бельгийско-конголезских отношениях, вызванный заявлениями бельгийской стороны о том, что она, как важнейший финансовый спонсор ДРК, имеет право на часть ответственности за её развитие, и повлёкший за собой взаимное закрытие консульств и отзыв конголезского посла, несмотря на свою остроту, едва ли может расцениваться как проблема системного характера.

Двусторонние отношения между ДРК и Угандой осложнены и вопросом компенсаций ДРК за урон, причинённый угандийскими войсками населению и экономике восточных регионов страны. Международный суд ООН в своём решении указал вину Уганды и необходимость компенсационных платежей, однако оставил окончательное урегулирование всех практических вопросов в компетенции двух стран. Учитывая отсутствие у ДРК реальных рычагов воздействия на власти Уганды, выплата заявленной суммы в 10 миллиардов долларов зависит исключительно от доброй воли угандийской стороны.

Руанда продолжает требовать пресечения на территории ДРК активности группировок хуту — участников геноцида 1994 года (ФДЛР и ополчения «интерахамве»), в помощи которым подозреваются и конголезские власти. В свою очередь, последние подозревают, что генерал Лоран Нкунда, продолжающий создавать угрозу безопасности на востоке ДРК вместе с лояльными ему боевиками, является проруандийским агентом. См. также разделы «Внутренние конфликты и расколы», «Вызовы и угрозы безопасности».

Важность военно-политической передышки после второй гражданской войны в стране дополнительно подчёркивается участием ДРК в Пакте о безопасности, стабильности и развитии в регионе Великих озёр. Несмотря на традиционную для Африки неэффективность подобных комплексных инициатив, данное соглашение, вступившее в силу в 2008 году, высоко оценивается не только в регионе, но и международным сообществом, и в первую очередь ООН.

В 2007 году ДРК, Руанда и Бурунди возобновили деятельность Экономического сообщества Великих озёр.

В будущем в конфигурации внешнеполитических связей ДРК все большее место будет занимать сотрудничество по линии «юг — юг», где ведущие позиции достанутся таким странам, как КНР, Бразилия, Индия, которые отличаются от западных партнёров максимальным прагматизмом в сфере экономики и активно отстаивают право развивающихся стран на достойное место в мировой политике. Эти контрагенты, в первую очередь Китай, могут также рассматриваться как контрбаланс для чрезмерного влияния Запада на внутреннюю и внешнюю политику ДРК. Кроме того, по мнению ряда экспертов, только агрессивное китайское инвестирование в экономические проекты сможет помочь президенту Кабиле добиться видимых успехов на ниве реконструкции и развития и сохранить доверие граждан на уровне, достаточном для бесконфликтного переизбрания.

Вместе с тем, ввиду сохраняющейся финансово-экономической зависимости от Бретгон-Вудских структур, привилегированным партнёром ДРК останется Евросоюз, осуществлявший программы интеграции бывших комбатантов, создания национальной полиции, подготовки к проведению выборов в местные органы власти, социально-экономических проектов и так далее. На период до 2013 года уже выделено 561 миллион евро на эти и другие цели. Среди западных партнёров лидируют США, Бельгия, Франция, Великобритания и Германия.

Отношения с Россией, впервые установленные в 1960 году, в настоящее время продолжают отличаться крайне низкой динамикой. Вместе с тем в обозримом будущем не исключена заметная интенсификация связей, в первую очередь в сфере экономики. Этому должна способствовать заинтересованность в сотрудничестве со стороны российских компаний, занимающихся добычей полезных ископаемых, энергетикой и грузовыми перевозками.


←   Назад  |   Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией   |   Вперёд   →



 

Франция / Книга в краткой и доступной для широкого круга читателей форме рассказывает о Франции — одной из крупнейших стран Западной Европы. Вначале автор описывает природные условия и на­селение Франции, особенности населённых пунктов. Затем характеризует хозяйство страны: промышленность, сель­ское хозяйствоФранция
Книга в краткой и доступной для широкого круга читателей форме рассказывает о ...
Намибия / Автор знакомит со своеобразной природой Намибии, её богатыми сырьевыми ресурсами, эксплуатация которых находится под контролем иностранного капитала, описывает традиции, уклад жизни коренного африканского населения, борющегося за национальную независимость под руководством Народной организации Юго-ЗНамибия
Автор знакомит со своеобразной природой Намибии, её богатыми сырьевыми ресурсами ...
Из истории изучения природы Средней Азии / Научная работа, выполненная советскими учёными по изучению природных условий, выявлению и оценке естественных ресурсов Средней Азии, чрезвычайно велика по объёму и многогранна по содержанию. В связи с этим стечением времени она становится все более трудно обозримой. Между тем, не проникнув в особеннИз истории изучения природы Средней Азии
Научная работа, выполненная советскими учёными по изучению природных условий, ...