Уганда / Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
Уганда является членом ООН и ряда её специализированных учреждений, Африканского союза, Движения неприсоединения, МБРР, МВФ, ВТО, Содружества, ОИК, Восточно-Африканского Сообщества, Африканского банка развития.
В 1999–2001 годах Уганда, Кения и Танзания воссоздали Восточно-Африканское сообщество (существовало в 1967–1977 годах), с 2005 года ставшее таможенным союзом. В 2007 году к блоку присоединились Руанда и Бурунди. Страны — основательницы объединения охарактеризовали его как весьма успешное на основании данных о повышении доходов от взаимной торговли с момента основания ВАС и планировали создание общего рынка стран Восточной Африки, а также введение единой валюты — восточноафриканского шиллинга.
В рамках объединения функционирует наднациональный Восточно-Африканский суд, занимающийся правами человека, правовыми сторонами интеграции и другими вопросами.
Руководство стран-участниц проводило консультации относительно возможного расширения компетенции союза и на политическую сферу, предполагая, что в течение 7 лет могут возникнуть институты общего президента и федеративного парламента, а также единая конституция и восточноафриканский военный контингент.
Вместе с тем в настоящее время осуществление данных планов в срок (2009–2013 годах) оказалось под вопросом в связи с политическим кризисом 2008 года в Кении.
Другой ключевой сферой взаимодействия с африканскими государствами для Уганды является военно-политическая. После периода значительного ухудшения отношений с соседями в 1980–1990-х годах, когда между Угандой и Кенией происходили пограничные столкновения, Судан и Уганда поддерживали на территории друг друга антиправительственные формирования и регулярно обменивались вторжениями вооружённых сил, преследовавших повстанцев и разрушавших их базы во владениях соседей, а армия Уганды действовала в восточных районах Демократической Республики Конго, ситуация стала улучшаться.
Многими исследователями отмечается, что кризис 1997–2003 годов в районе Великих озёр, когда Руанда и Уганда сначала помогли конголезской оппозиции во главе с Л. Кабилой свергнуть президента Заира (с 1997 года — Демократическая Республика Конго) Мобуту, а затем попытались свергнуть самого Кабилу, параллельно зачищая территорию ДРК от враждебных официальным Кампале и Кигали сил и расхищая богатства востока страны, способствовал падению регионального влияния Франции и усилению позиций США.
Французские власти, долгое время поддерживавшие Мобуту, после геноцида 1994 года в Руанде не решились открыто встать на его сторону, тогда как США оказывали военную поддержку властям Уганды и Руанды. Кроме того, антифранцузски настроенный президент Руанды Поль Кагаме, пришедший к власти в 1994 году, добился успеха при поддержке угандийского президента Мусевени, с которым раньше служил в вооружённых подразделениях угандийской оппозиции.
Вторая гражданская война в Конго с точки зрения международных отношений завершилась практически как игра с нулевой суммой: Руанда и Уганда, не сумев свергнуть новое правительство в Киншасе, осознали, что оккупация восточных районов ДРК не может длиться вечно, поскольку таковая всё больше раздражала западных спонсоров (особенно тем, что боевые действия велись Руандой и Угандой во многом на средства, составлявшие зарубежную финансовую помощь), а доходы от эксплуатации природных ресурсов региона в значительной степени уходили на покрытие затрат, связанных с пребыванием контингентов за рубежом. Как следствие, участники конфликта были вынуждены постараться начать отношения с «чистого листа», хотя решение этой задачи связано со значительным числом проблем.
Уганда договорилась с ДРК о проведении на конголезской территории ограниченных военных операций против Господней армии сопротивления (ГАС).
Двусторонние отношения осложнены и вопросом компенсаций ДРК за урон, причинённый угандийскими войсками населению и экономике восточных регионов страны. Международный суд ООН в своём решении указал вину и Уганды, и ДРК, и необходимость компенсационных платежей, однако оставил окончательное урегулирование всех практических вопросов в компетенции двух стран. Учитывая отсутствие у ДРК реальных рычагов воздействия на власти Уганды, выплата заявленной суммы в 10 миллиардов долларов зависит почти исключительно от доброй воли угандийской стороны.
Ключевыми сюжетами при взаимодействии с Западом являются политическая поддержка экономических связей, обслуживание и списание долга, борьба со СПИДом (у США и европейских стран, спонсирующих эту борьбу в Уганде, существуют разные взгляды относительно способов снижения риска) и прочая социальная проблематика, нарушение прав человека.
Так, в 2005 году министр развития Нидерландов Агнес ван Ардене, признавая заслуги руководства Йовери Мусевени в борьбе с бедностью и обещая добиться более справедливых условий торговли африканских и европейских стран, выступила против стремления президента Уганды изменить конституционные ограничения по президентским срокам и подвергла критике недостаточные усилия по преодолению гуманитарной катастрофы, вызванной деятельностью ГАС на севере страны.
В том же году Великобритания отказалась предоставить Уганде помощь на сумму 10 миллионов фунтов стерлингов (10 % от запланированного объёма помощи в 2005 году), мотивировав это тем, что предпринимаемые для перехода к многопартийности усилия являются недостаточными. В ответ Мусевени принял решение о некотором повышении налогов для того, чтобы уменьшить зависимость от иностранных доноров, хотя эта мера в большей степени носит пропагандистский характер. Уганда работает над постепенным снижением доли донорской помощи в покрытии бюджетных расходов (в 2008 году составила уже менее 40 %).
В 2005 году «большая восьмёрка» приняла решение о списании долгов развивающихся стран (включая Уганду) Всемирному банку, МВФ, Африканскому фонду развития.
В 2008 году страны ВАС подписали с ЕС предварительное соглашение об экономическом партнёрстве. Дальнейшие переговоры должны дополнительно определить систему мер, которая позволит минимизировать ущерб для наиболее уязвимых отраслей восточноафриканских экономик (в первую очередь, сельского хозяйства) в условиях постепенной двусторонней либерализации рынков.
В условиях, когда западные спонсоры стали жёстко увязывать предоставление экономической помощи с поддержанием демократических стандартов, все более привлекательным для Уганды становится сотрудничество с КНР, активно инвестирующей в экономику африканских стран и не вмешивающейся в их внутриполитические дела.
В последнее время наблюдается тенденция к оживлению сотрудничества с историческими партнёрами Уганды — Израилем, Ливией и КНДР, традиционно проявлявшими наибольший интерес к военной сфере.
Отношения с Российской Федерацией (установлены с СССР в 1962 году) носят стабильный характер, постепенно наращивается двусторонний товарооборот.
← Назад | Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией | Вперёд →
- Страны мира
- Африка
- Восточная Африка
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в Уганде в 1980–2012 годах
- Язык (языки)
- Уганда в древности и Средневековье
- Уганда в XIX веке
- Уганда в первой половине XX века
- Переход к независимости
- Диктатура Иди Амина и возвращение Оботе
- Уганда при Йовери Мусевени
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства в 1963–2014 годах
- Главы правительства в 1962–2014 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Внутренние конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в Национальном собрании по итогам выборов 18 февраля 2011 года
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Уганды в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2012 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2010 годах
- Структура ВВП Уганды, по данным Всемирного банка в 2011 году
- Вес в мировой экономике в 1990–2006 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2010 годах
- Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Уганды в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1996–2012 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Энциклопедический справочник «Африка», выпускаемый издательством в 2-х томах, ...
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1915 года ...