Уганда / Религия и государство, роль религии в политике

Согласно конституции, введение официальной религии недопустимо (ст. 7).

33 % населения исповедуют протестантизм (преимущественно в форме англиканства), 33 % — католицизм, 13 % — ислам суннитского толка. Приверженцами традиционных верований являются 18 % жителей.

Религиозные организации (преимущественно христианские) в основном занимаются благотворительностью, участвуют в развитии образовательной и медицинской инфраструктуры и пользуются значительным авторитетом среди населения, однако не проявляют заметной политической активности, кроме попыток привлечения дополнительного внимания к гуманитарным проблемам.

В 1990-х годах многие мусульмане участвовали в антиправительственной повстанческой деятельности при поддержке Судана. В частности, Объединённые демократические силы, начальником штаба которых в 1998 году стал сын Иди Амина — Табан Амин, боролись за возвращение к власти Иди Амина, пытавшегося исламизировать Уганду. Приверженность самого Иди Амина исламу представляется весьма спорной, поскольку, по некоторым данным, он активно прибегал к помощи традиционных колдунов и руководствовался их советами при определении своего политического курса (в частности, принимая решение об изгнании индийской диаспоры).

В настоящее время проявления недовольства мусульман носят преимущественно локальный характер и практически не связаны с насилием. Так, в марте 2005 года мусульмане Уганды говорили о готовности силой защищать свои интересы, узнав, что один из законопроектов находится в противоречии с мусульманской традицией, однако в итоге все закончилось мирно.

В 2008 году ливийский лидер Муамар Каддафи присутствовал на открытии в Кампале мечети, названной в его честь и построенной при его финансовой поддержке. Это сооружение начало строиться ещё в правление Иди Амина, мечтавшего о создании крупнейшей мечети в Африке. В том же году муфтий шейх Рамадан Мубадже заявил, что в правление Мусевени добились наибольшего социального прогресса в Уганде.

Исторически влияние фактора «исламской угрозы» на внешнеполитический курс президента Мусевени было значительным, хотя и не всегда заметным. Став одним из важнейших союзников США в регионе, он поддерживал южно-суданских сепаратистов (христиан и приверженцев традиционных африканских верований) во главе со своим другом Джоном Гарангом в борьбе против фундаменталистского исламского руководства Судана, которое обвинялось Соединёнными Штатами в поддержке международного терроризма. По некоторым данным, в 1999 году «Аль-Каида» планировала покушение на Мусевени в Кампале.

Решение угандийского руководства об отправке в 2007 году миротворческого контингента в Сомали также могло быть продиктовано отчасти стремлением развернуть превентивную оборону против сомалийских исламистов, лишивших переходное правительство контроля почти над всей территорией страны.

Появление в Сомали контингента из Уганды вызвало недовольство местных исламских кругов, посчитавших, что отныне Уганда выступает на стороне их заклятых врагов — Эфиопии, оккупировавшей Сомали на стыке 2006 и 2007 годов под предлогом борьбы с фундаменталистской угрозой, и США. Вместе с тем никаких действий в ответ на отправку войск со стороны мусульман в самой Уганде не было зафиксировано. В настоящее время только военные из Уганды и Бурунди осуществляют миротворческую деятельность под эгидой Африканского союза в Сомали.

В Уганде действует Межрелигиозный совет, призванный разрешать конфессиональные противоречия мирным путём.

Демократическая партия и Угандийский национальный конгресс продолжают опираться на свой традиционный электорат (католическое население и протестанты помимо баганда).

Несмотря на то что общественно-политические процессы новой и новейшей истории Уганды способствовали определённой десакрализации фигуры кабаки в среде народности баганда, политический авторитет традиционного правителя в настоящее время отчасти подпитывается и сохраняющимися рудиментами прежнего религиозного культа, обожествлявшего кабаку.


←   Назад  |   Религия и государство, роль религии в политике   |   Вперёд   →



 

Каменные факелы Камчатки / Вулканы. Сколько их на нашей планете? Почему и как происходят извержения вулканов? Как образуются вулканические горы? Чем обусловлено размещение вулканов на земном шаре? Что такое тихоокеанское огненное кольцо? Чем знамениты камчатские вулканы? Почему обильное тепло вулканов способствует похолоданиюКаменные факелы Камчатки
Вулканы. Сколько их на нашей планете? Почему и как происходят извержения вулканов? ...
Курс общей гидрологии / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1931 года (издательство «ГНТИ»).Курс общей гидрологии
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1931 года ...
Беседы по геодезии с учителями / Книга представляет собой методическое пособие по геодезии Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1931 года (издательство «Учпедгиз»).Беседы по геодезии с учителями
Книга представляет собой методическое пособие по геодезии Воспроизведено в ...