Мадагаскар / Особенности исполнительной власти

Главой государства и Верховным главнокомандующим вооружёнными силами является президент, который избирается путём всеобщего, прямого голосования сроком на 5 лет. Кандидат на пост президента должен быть гражданином Мадагаскара, пользоваться всеми гражданскими и политическими правами, достичь к моменту избрания 40 лет и не менее полугода до выставления своей кандидатуры проживать на территории Мадагаскара. Президент может занимать должность не более двух сроков подряд.

В случае если ни один из кандидатов не получает на выборах простого большинства голосов, в течение двух месяцев проходят повторные выборы, участие в которых принимают кандидаты, набравшие в предыдущих выборах большинство. Президент является единоличным представителем государства во внешней политике и самым влиятельным политиком внутри страны. Он председательствует на заседаниях Совета министров, подписывает постановления и декреты, принятые Советом министров. Президенту принадлежит право производить назначения на высшие государственные должности, перечень которых установлен законом, он может передать эти полномочия премьер-министру. В соответствии со ст. 55 президент является главнокомандующим вооружёнными силами, в этом качестве он председательствует на Высшем совете национальной обороны. Президент республики на заседании Совета министров после оповещения председателей Национального собрания, Сената и Конституционного суда может объявить чрезвычайное или военное положение для защиты Республики, общественного порядка и безопасности государства или в случае чрезвычайных обстоятельств (ст. 59).

Президент республики осуществляет руководство внешнеполитическими отношениями государства: он аккредитует и отзывает послов и посланников Республики Мадагаскар в других государствах и международных организациях, принимает верительные и отзывные грамоты от представителей иностранных государств и международных организаций, ведёт переговоры о заключении договоров и ратифицирует их (ст. 56).

Президент делит исполнительную власть с премьер-министром. Премьер-министр, возглавляющий правительство, назначается декретом президента. Министры назначаются главой государства по предложению премьер-министра. Правительство ответственно перед Национальным собранием. Правительство «определяет и проводит политику государства». Функции членов правительства несовместимы с любой другой деятельностью: представительской, выборной, профессиональной. Премьер-министр руководит деятельностью правительства и ответственен за его работу и координацию деятельности министерств; обладает законодательной инициативой; обеспечивает выполнение законов; наблюдает за исполнением решений суда; располагает органами контроля над администрацией и обеспечивает хорошее функционирование общественных служб, управление финансами; обеспечивает общественную безопасность и порядок в отношении основных прав и свобод, для этого в его распоряжении есть силы полиции, безопасности и армия. В соответствии с поправками 1995, 1998 годов полномочия премьер-министра уменьшились, его роль в управлении делами государства сводится к проведению определяемой президентом политики.

Существует в Республике Мадагаскар и неписаный закон, касающийся исполнительной власти и обусловленный делением граждан на представителей котье (жителей прибрежных районов) и жителей центральной части страны — Высокого плато. По этому «тайному» компромиссу (его часто называют «политикой региональных квот», «региональным балансом» и так далее), если котье избирается президентом, то подразумевается, что мерина займёт пост премьер-министра, и наоборот. Пост президента Республики чаще всего занимал котье: сначала это был Ф. Циранана (цимихети), затем Д. Рацирака (бецимисарака), А. Зафи (антакарана) и снова Д. Рацирака. Интересно отметить, что в ряде исключительных случаев главой государства на короткий срок становился мерина: так было в период правления так называемый «переходных режимов» (1972–1975 годы), когда к власти пришли генерал Г. Рамананцуа, затем полковник Р. Рацимандрава (убитый спустя 11 дней после прихода к власти) и генерал Ж. Андриамахазу. Так это случилось и в период «междуцарствия» в 1996 году, когда главой государства стал Н. Рацирахунана. Наряду с президентом-котье должность премьер-министра практически всегда занимал выходец с Высокого плато.

Так, во времена Второй республики посты премьер-министров занимали мерина Д. Ракутуаридзауна, В. Рамахатра и Г. Разанамаси, П. Ракутумаву, бецилеу Т. Андрианариву. Однако бывали и исключения, которые фиксировались общественным мнением как «нарушения регионального баланса». Так, во времена Третьей республики в правление А. Зафи премьер-министрами были котье Ф. Равуни и Э. Ракутувахини. Наконец, пост председателя парламента доставался обычно представителю Высокого плато: бецилеу Л. К. М. Андрианара-хиндзаке, мерина Р. Андриамандзату и А. Андрианарисуа. Приход к власти в 2002 году М. Равалумананы, похоже, порывает с прежними традициями распределения властных полномочий и, возможно, создаст новую этническую конфигурацию в высших эшелонах власти. Так, сам президент является уроженцем Высокого плато, его первый премьер-министр (Ж. Силла) — выходцем с побережья, а тогдашний председатель Национального собрания (Ж. Лахинирику) тоже котье.


←   Назад  |   Особенности исполнительной власти   |   Вперёд   →



 

Борьба за моря / Автор в увлекательной и доступной форме рассказывает об эпохе великих географических открытий, которая связана главным образом с открытием Америки. Издание богато иллюстрировано.Борьба за моря
Автор в увлекательной и доступной форме рассказывает об эпохе великих ...
Город Архангельск / Книга содержит краеведческую информацию об Архангельске. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1928 года (издательство «Архангельск, без издательства»).Город Архангельск
Книга содержит краеведческую информацию об Архангельске. Воспроизведено в ...
Количественная оценка ресурсов твердых полезных ископаемых по геохимическим данным / Новый метод количественной оценки прогнозных ресурсов твёрдых полезных ископаемых по геохимическим данным основан на использовании функции связи объёма руды и содержания металла в объектах любого ранга. Метод использует модель вычисления, принятую при оценке промышленных запасов месторождений со слоКоличественная оценка ресурсов твердых полезных ископаемых по геохимическим данным
Новый метод количественной оценки прогнозных ресурсов твёрдых полезных ...