Перу / Колониальный период и борьба за независимость

В вице-королевстве Перу испанское меньшинство (примерно 8 тысяч человек из 1,5 миллионов человек численности всего населения) поставило себе на службу в первую очередь часть племенной знати и укрепило систему общин, существовавшую ещё при инках. Большая часть общин, на землях которых были созданы поместья, выплачивала в централизованном порядке различные подати. Часть земель была передана Римско-католической церкви и миссионерам, также эксплуатировавшим коренное население. Индейцы, не связанные с поместьями, отрабатывали повинности на строительстве храмов, общественных зданий, мостов, на мануфактурах и рудниках (эта форма эксплуатации известна как «мита» и практиковалась ещё инками).

В земледелии, которое стало специализироваться на выращивании пшеницы и риса, господствовали феодальные отношения. Мануфактурное производство, горнорудное дело также были основаны на тяжёлом принудительном труде, что привело к резкому сокращению численности индейцев. Для работы на рудниках ввозились негры-рабы из Африки. Помимо экономической эксплуатации с 1720 года активизировалась насильственная политика «испанизации» (запрет на использование местного языка в общении с колонизаторами). Деятельность священников-миссионеров по обращению индейцев в христианство также не всегда протекала мирно. Социально-экономический и религиозный гнёт спровоцировали в XVIII веке череду восстаний. В результате колонизаторы вынуждены были не только усиливать карательные меры, но и проводить ограниченные социальные и административные реформы.

В 1773 году из вице-королевства было выделено Верхнее Перу (ныне Боливия), которое вошло в состав вице-королевства Ла-Плата (ныне Аргентина). В 1783 году была отменена энкомьенда (заключалась в том, что формально свободное индейское население переходило под «покровительство» испанцев и было обязано отрабатывать барщину или платить оброк) и разрешён товарообмен между испанскими колониями. В результате усилилась специализация отдельных территорий вице-королевства Перу (на побережье Тихого океана возделывались в основном технические культуры и развивалось рыболовство, хозяйства нагорья занимались скотоводством). Разложение феодальных отношений, основывавшихся на принудительном труде, происходило крайне медленно, что впоследствии обусловило крайне затяжной характер борьбы за независимость.

Особенности колониального правления в Перу, а также социальной структуры являются основными факторами, предопределившими то, что война за независимость этой колонии приняла характер затяжной гражданской войны. К началу XIX века население Перу составляло не более 1,5 миллионов человек, из них 1,1 миллиона — индейцы, около 150 тысяч — испанцы-эмигранты (исп. peninsulares), креолы и метисы, свыше 50 тысяч — негры-рабы и мулаты.

Испания считала Перу одной из своих самых надёжных колоний в Новом Свете. Несмотря на масштабность, индейские крестьянские восстания (1780–1783 годы, 1808–1815 годы) имели ограниченный характер, в них практически не участвовали креолы, определившие, например, антииспанскую направленность движений в Колумбии или Венесуэле.

Фактическим инициатором борьбы за независимость Перу выступил в 1821 году генерал Хосе де Сан-Мартин, направивший с территории Аргентины войска на Лиму. Оказанная Сан-Мартину помощь армией Симона Боливара привела к поражению испанцев и перуанских сторонников официального Мадрида. В 1822 году Учредительное собрание провозгласило Перу республикой и приняло первую конституцию. Последовал ряд неудачных попыток Испании силой удержать Перу в качестве своего последнего оплота на континенте. Окончательно Перу освободилось от испанцев после разгрома сил метрополии в битве при Хунине и Аякучо (1824 год) и сдачи испанского гарнизона в Кальяо (1826 год).


←   Назад  |   Колониальный период и борьба за независимость   |   Вперёд   →



 

В снегах крайнего юга / Книга Анатолия Анатольевича Введенского — подробный дневник о второй советской антарктической экспедиции в 1956–1958 годах. В ней все строго документально, ибо автор с тщательной репортёрской дотошностью фиксировал каждое событие в жизни экспедиции.В снегах крайнего юга
Книга Анатолия Анатольевича Введенского — подробный дневник о второй советской ...
Теория и методология географической науки / В учебнике география рассматривается как единая наука. Авторы исходили из представлений о том, что теория — это совокупность знаний об объективном мире, а методология — учение о знании, охватывающее его с точки зрения объекта, отражения и выражения. Исходя из этого, была выстроена трёхчленная структТеория и методология географической науки
В учебнике география рассматривается как единая наука. Авторы исходили из ...
Сингапур / Экономико-географическая характеристика Сингапура — небольшого островного государства, расположенного на перекрёстке морских путей из Индийского океана в Тихий. Это молодое государство за годы независимости стало одним из наиболее промышленно развитых в Юго-Восточной Азии. В книге рассказывается о пСингапур
Экономико-географическая характеристика Сингапура — небольшого островного ...