Доминика / Разделение и взаимодействие ветвей власти
В конституции закреплён принцип разделения властей, согласно которому власть делится на законодательную, исполнительную и судебную ветви.
Главой государства является президент, который избирается парламентом на пять лет, при этом одно и то же лицо не может занимать пост президента более двух сроков (ст. 21 конституции). Реальные политические полномочия сосредоточены в руках премьер-министра, которым по назначению президента становится лидер большинства в парламенте (ст 59). Правительство несёт коллективную ответственность перед парламентом (ст. 46, 59) и может быть отправлено президентом в отставку, если парламент вынесет вотум недоверия премьер-министру. После вынесения вотума недоверия премьер-министр должен в течение трёх дней или подать президенту прошение об отставке, или попросить его распустить парламент. В случае бездействия главы правительства в течение указанного срока президент самостоятельно отправляет его в отставку (ст. 77).
Парламент может досрочно отправить в отставку президента при наличии достаточных на то оснований (нарушения закона, в случае болезни и так далее). Для этого легислатурой должен быть подготовлен соответствующий документ, подписанный минимум 73 депутатов. Документ затем направляется в специально создаваемый трибунал, состоящий из трёх судей, который по итогам судебного расследования представляет парламенту доклад. Затем парламент рассматривает доклад и может 2/3 голосов депутатов отправить главу государства в отставку.
Право законодательной инициативы принадлежит парламенту, членам правительства и президенту.
Парламент Доминики состоит из президента и парламентариев. Президент может в любое время распустить или объявить перерыв в работе парламента, предварительно согласовав этот вопрос с премьер-министром. Президент поручает лидеру партии — победительницы на выборах сформировать правительство и после одобрения Палатой собрания утверждает его состав. Он подписывает принимаемые законы и утверждает назначение лидера оппозиции и сенаторов, а также высших государственных чиновников. Президент может отправить премьера в отставку после вынесения ему вотума недоверия со стороны парламента, если в течение трёх дней после вынесения вотума недоверия премьер сам не уходит в отставку или же не советует президенту распустить парламент. Если же состав парламента по каким-либо причинам был изменён и президент считает, что премьер не сможет пользоваться поддержкой большинства новых членов парламента, то он может отправить премьера в отставку.
Хотя функции исполнительной и законодательной ветвей власти недостаточно чётко разграничены, данная система разделения властей, предполагающая их сотрудничество, действует достаточно стабильно. Важной предпосылкой стабильности системы является независимая судебная власть, которая может разрешить споры между парламентом и правительством.
← Назад | Разделение и взаимодействие ветвей власти | Вперёд →
- Страны мира
- Америка
- Карибский бассейн
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Язык
- Исторический очерк политических традиций
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1978–2012 годах
- Главы правительства (премьер-министры) в 1978–2012 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в Палате собрания по итогам выборов 2009 года
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Основные показатели экономики в 1990–2010 годах
- Вес в мировой экономике в 1990–2010 годах
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Доминики в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 2006–2011 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Из истории изучения природы Средней Азии Научная работа, выполненная советскими учёными по изучению природных условий, ...
Губернии Российской империи Открытки из сувенирного набора (состоящего из 80 двухсторонних иллюстрированных ...
