Уругвай / Разделение и взаимодействие ветвей власти
Функционирование государственного механизма в Уругвае происходит на основе принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, которым посвящены разделы конституции V, IX и XV соответственно.
Уругвай является президентской республикой, поэтому президент является одновременно главой государства и главой Совета министров. Пост премьер-министра отсутствует. В соответствии со ст. 174 президент назначает министрами лиц, пользующихся парламентской поддержкой, гарантирующей им пребывание в должности. Президент имеет право поставить перед Генеральной ассамблеей вопрос о доверии Совету министров и заявить о том, что Совет министров лишился поддержки парламентского большинства. При этом Генеральная ассамблея имеет право выразить недоверие как отдельному министру, так и нескольким министрам или же коллективу министров. Президент республики может принять решение об отставке указанных министров, если постановление о недоверии принято не менее чем 2/3 голосов от общего числа членов парламента. В случае если постановление о недоверии принимается решением менее 3/5 голосов от общего числа, то президент в течение 48 часов вправе отказаться отправить в отставку министра (министров) и принять решение о роспуске Генеральной ассамблеи (ст. 148). Однако президент не может реализовать это полномочие в последние 12 месяцев срока своих полномочий. Кроме того, президент имеет возможность воспользоваться полномочием распустить парламент только один раз в течение срока своих полномочий.
Исполнение полномочий президента может быть приостановлено только в случае выдвижения против него обвинения, предусмотренного ст. 93. Эта статья закрепляет за Палатой представителей исключительное право выдвижения обвинения в присутствии членов Сената против членов обеих палат Генеральной ассамблеи, президента и вице-президента республики, государственных министров, судей Верховного суда, Суда административной юстиции и Суда по избирательным спорам, членов Счётной палаты в нарушении конституции или совершении иного тяжкого преступления, после того как по инициативе одного или группы депутатов был поставлен вопрос о наличии признаков состава преступления в деятельности указанных лиц и принято решение обвинительного характера.
Исполнительная власть в лице президента республики и Совета министров располагает правом законодательной инициативы. При этом исполнительная власть имеет право наложить вето на принятый парламентом закон. Вето может быть преодолено на общем заседании Генеральной ассамблеи 3/5 голосов от общего числа присутствующих членов каждой палаты.
Особыми полномочиями в свете разделения властей обладает Верховный суд, в компетенции которого находятся все дела о нарушениях конституции и несоответствии конституции принятых законов по форме и содержанию. Решения Верховного суда в этих случаях окончательны и не подлежат изменению.
← Назад | Разделение и взаимодействие ветвей власти | Вперёд →
- Страны мира
- Америка
- Южная Америка
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Язык
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2005 годах
- Доколониальный и колониальный периоды
- Борьба за независимость
- Укрепление стабильности в стране
- Установление диктатуры
- Восстановление демократического правления
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1972–2012 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в Палате представителей по итогам выборов 2009 года
- Представительство политических партий в Сенате по итогам выборов 2009 года
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Уругвая в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2010 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2010 годах
- Вес в мировой экономике в 1990–2010 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2008 годах
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Уругвая в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1997–2011 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Опыт описательной минералогии. Том 1. Самородные Элементы. Выпуск 4 Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1912 года ...
От южных гор до Северных морей. За страницами учебника географии Предлагаемая читателю книга содержит описания уникальных уголков природы России ...
Русские географические названия Всякий любознательный человек интересуется, почему так, а не иначе называется ...