Соединённые Штаты Америки / Политическая роль военных/силовых структур

Вооружённые силы США на протяжении всей истории страны находились вне политики, последовательно выполняя свою основную функцию — обеспечение безопасности страны от внешней угрозы. Военные, находящиеся на действительной службе, не имеют права баллотироваться на выборные должности или участвовать в избирательных кампаниях третьих лиц. При этом высокий авторитет, которым вооружённые силы пользуются в американском обществе, создаёт благоприятные возможности для трансформации социального капитала (популярности, связей), накопленного за годы военной службы, в капитал политический. Это позволяет отдельным профессиональным военным после ухода в отставку сделать успешную политическую карьеру.

Наиболее известными примерами являются президент США Дуайт Эйзенхауэр, государственный секретарь Колин Пауэлл, сенатор и кандидат в президенты Джон Маккейн. С другой стороны, кратковременная служба в рядах вооружённых сил может оказаться плюсом для политика — единственным президентом США после Второй мировой войны, не имеющим военного прошлого в той или иной форме, был Билл Клинтон (при этом лишь Дуайт Эйзенхауэр был профессиональным военным). Избранный в 2008 году президентом США Барак Обама не служил в рядах вооружённых сил.

Вооружённые силы США состоят из четырёх видов: армии, ВВС, ВМС и корпуса морской пехоты. Их делами ведают соответственно департамент армии, департамент ВВС и департамент ВМФ (общий для ВМФ и морской пехоты), являющиеся подразделениями министерства обороны. Также к вооружённым силам относится береговая охрана, входящая в структуру министерства внутренней безопасности.

Вооружённые силы США подчиняются гражданским властям. Конституция определяет, что «Президент является главнокомандующим армии и флота Соединённых Штатов и народного ополчения отдельных штатов, когда оно призывается на действительную службу Соединённым Штатам» (ст. 2, разд. 2). Министр обороны наряду с главами департаментов армии, ВМФ и ВВС, так же как министр внутренней безопасности, являются гражданскими лицами.

Высшими военными командными должностями в соответствующих видах вооружённых сил являются: начальник штаба армии, начальник штаба ВВС, командующий военно-морскими операциями, командующий морской пехотой. Все они являются членами Объединённого комитета начальников штабов — совещательного органа при президенте США, входящего в структуру министерства обороны. Председатель Объединённого комитета начальников штабов и его заместитель занимают первые два места в военной иерархии США. Высшими органами оперативного военного командования являются так называемые Объединённые боевые командования, также входящие в структуру министерства обороны и координирующие действия двух и более видов вооружённых сил. Существуют шесть региональных командований, сфера ответственности которых охватывает весь земной шар, и четыре отраслевых. Назначения на все указанные военные должности осуществляются президентом США и утверждаются Сенатом.

Координацию военной и политической стратегии осуществляет Совет национальной безопасности, совещательный орган при президенте, членами которого являются министр обороны и председатель Объединённого комитета начальников штабов. В состав Совета национальной безопасности также входит директор Национальной разведки, координирующий деятельность 16 разведывательных служб (в том числе восемь агентств министерства обороны, два агентства министерства внутренней безопасности, а также ЦРУ).

Вооружённые силы США комплектуются по контракту, военную службу могут проходить как мужчины, так и женщины. Призыв был отменен в 1973 году, однако в случае войны президент имеет право объявить всеобщую мобилизацию. Стандартный срок службы составляет восемь лет, однако часть её может проходить в резерве. Каждый вид вооружённых сил США имеет свой резерв; статус резерва также имеет Национальная гвардия, состоящая из двух частей — армейской и военно-воздушной. В отличие от собственно резервистских подразделений, подчиняющихся федеральному правительству, Национальная гвардия в мирное время подчиняется губернатору соответствующего штата и в случае объявления чрезвычайного положения может быть мобилизована для поддержания порядка и ликвидации последствий природных или техногенных катастроф.


←   Назад  |   Политическая роль военных/силовых структур   |   Вперёд   →



 

Путешествия к Лобнору и на Тибет / «В истории науки есть личности, идеи и труды которых являются целой эпохой». Так написал о Н. М. Пржевальском Э. М. Мурзаев выдающийся географ и исследователь Азии. Генерал-майор, действительный и почётный член большинства европейских академий, великий путешественник и исследователь, отважный человеПутешествия к Лобнору и на Тибет
«В истории науки есть личности, идеи и труды которых являются целой эпохой». Так ...
От полюса к полюсу / Книга Елены Серебровской посвящена жизни и деятельности замечательного советского географа, исследователя полярных районов Земли (Арктики и Антарктики), Героя Советского Союза, доктора географических наук Михаила Михаиловича Сомова. М. М. Сомов показан всесторонне: как учёный и человек, умеющий сплаОт полюса к полюсу
Книга Елены Серебровской посвящена жизни и деятельности замечательного ...
В сумраке тропического леса / Москва, 1956 год. Государственное издательство географической литературы. С иллюстрациями, картами. Издательский переплёт. Сохранность хорошая. В этой книге показана жизнь непроходимых дебрей Амазонии, бассейна Конго и островов Индонезии, их растительный и животный мир. Необычайно разнообразна и краВ сумраке тропического леса
Москва, 1956 год. Государственное издательство географической литературы. С ...