Китай / Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты

Китайская цивилизация является одной из самых древних в мире, её высокоразвитая и самодостаточная культура оказывала значительное влияние на соседние государства.

В Китае с древних времён укрепилась традиционная китаецентристская модель мироустройства, согласно которой ойкумена представлялась как крут, центр которого занимал китайский народ. В период династии Инь (XIV–XI века до нашей эры) была развита концепция о «четырёх землях» и «четырёх морях», лежащих вокруг «Великого города Шан», находящегося в центре Поднебесной. Позднее это иньское представление о «Великом городе Шан», лежащем в центре Поднебесной, трансформировалось в противопоставление «хуа ся» (этнической общности китайцев) — «мань» (соседним варварским племенам) в эпоху Чжоу (XII–III века до нашей эры). Затем сформировалось понятие «Чжунго» — Срединные царства. Позднее, в эпоху империи Хань, это понятие, понимавшееся уже как Срединное государство, противопоставлялось понятию «вайго» (чужеземные государства), а позднее понятию «вайфань» (иноземный вассал). Конфуцианская традиция придерживалась концепции о качественном различии между жителями «центра Поднебесной» и «периферийными народами».

Таким образом, в представлении китайской традиции Срединное государство рассматривалось как центр Поднебесной, где силы «инь» и «ян», порождающие все сущее, находились в гармоничном соответствии. Чем далее от центра и культурного влияния китайской цивилизации жили народы, тем более был смещён баланс этих сил и, соответственно, тем ниже была степень их развития. Эта эгоцентрическая концепция была взята на вооружение и другими последующими династиями и прослеживается по сей день.

В тексте конституции КНР упоминается о попытках капиталистических стран ущемить национальную гордость китайцев и чинимом произволе иностранцев в XIX — начале XX века. Так, в Преамбуле конституции говорится, что с 1840 года Китай стал превращаться в полуколониальную страну, но народ Китая вёл долгую героическую войну за национальную независимость и освобождение, демократию и свободу. В 1949 году народ Китая под руководством КПК выполнил историческую миссию свержения империализма, феодализма и бюрократического капитализма, став подлинным хозяином своей страны.

Национальная идея современного Китая тесно переплетается с официальной идеологией коммунизма. Согласно конституции, Китай находится и ещё долгое время будет находиться на ранней стадии развития социализма. Тем не менее в Китае уже установилась демократическая диктатура народа во главе с рабочим классом. Стратегическая цель китайского народа заключается в построении социализма по китайской модели, чтобы в конечном итоге превратить Китай в мощное и процветающее социалистическое государство с высоким уровнем культуры и демократии.

В Китае имеют место идеологические расколы и конфликты. В частности, как системно-идеологический конфликт можно охарактеризовать противостояние правительства Пекина и Тайбэя (тайваньский вопрос), конфликт центрального правительства КНР с продемократическими партиями Гонконга, конфликт правительства КНР с эмигрантским правительством Далай-ламы (тибетский вопрос), конфликт центрального правительства КНР с Исламским движением Восточного Туркестана (СУАР), конфликт с сектой Фалуньгун.


←   Назад  |   Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты   |   Вперёд   →



 

Черногория в её прошлом и настоящем / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1905 года (издательство «Типография Императорской Академии Наук, СПБ»).Черногория в её прошлом и настоящем
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1905 года ...
Ирак / В книге рассказывается об Иракской Республике, государстве, расположенном на востоке арабского мира. Читатель познакомится с разнообразием природных условий этой страны, по которой протекают две великие реки Передней Азии — Тигр и Евфрат, с богатейшей историей Ирака, считающегося колыбелью человечесИрак
В книге рассказывается об Иракской Республике, государстве, расположенном на ...
Очерки геологического прошлого Европейской России / В настоящее издание вошли «Очерки геологического прошлого Европейской России», автором которых стал известный отечественный геолог Александр Петрович Карпинский (1847–1936). Эти работы написаны очень простым и ясным языком. Они излагают геологическую историю огромной Русской платформы, на основе палОчерки геологического прошлого Европейской России
В настоящее издание вошли «Очерки геологического прошлого Европейской России», ...