Китай / Разделение и взаимодействие различных ветвей власти

Социалистическая модель КНР отрицает принцип разделения властей и основана на марксистской концепции полновластия представительных органов (советов). Роль собраний народных представителей в механизме государственной власти определяющая: «все государственные административные, судебные органы и органы прокуратуры формируются собраниями народных представителей, ответственны перед ними и им подконтрольны». Согласно конституции КНР, вся власть в стране принадлежит народу, который осуществляет её через ВСНП и через местные Собрания народных представителей (СНП).

Будучи высшим органом государственной власти, ВСНП формирует важнейшие органы государственной власти:

— избирает Председателя КНР и его заместителя, а также отрешает их от должности;

— утверждает Премьера Госсовета по представлению Председателя КНР; вице-премьеров, членов Госсовета, ведомственных министров, генерального ревизора и генерального секретаря Госсовета по представлению Премьера; а также отрешает их от должности;

— избирает Председателя Центрального военного совета КНР и утверждает его членов по его представлению, а также отрешает их от должности;

— избирает Председателя Верховного Народного Суда, а также отрешает его от должности;

— избирает Генерального Прокурора Верховной народной Прокуратуры, а также отрешает его от должности.

Законотворчество является важнейшей, но далеко не единственной функцией ВСНП. Согласно п. 15 ст. 62 конституции КНР, перечень полномочий ВСНП открытый, то есть оно может решать и другие вопросы. Большая часть законов принимается Постоянным Комитетом (ПК) ВСНП. Правом законодательной инициативы помимо ВСНП обладают президиум ВСНП (избираемый накануне сессий, состоящий из 160 человек и формирующий постоянное бюро президиума, состоящее из 20 человек), ПК ВСНП, комиссии ВСНП, Госсовет, Центральный военный совет КНР, Верховный Народный Суд, Верховная народная прокуратура, а также группа не менее 30 депутатов.

ВСНП формирует ПК, то есть избирает и имеет право отозвать членов ПК. ПК ВСНП несёт ответственность перед ВСНП и отчитывается перед ним о своей деятельности. Ни один из членов ПК не может занимать какой-либо пост в государственных административных, судебных либо прокурорских органах. ПК избирается на тот же срок, что и ВСНП. Председатель ПК и его заместители могут занимать свои должности не более 2 сроков подряд.

ПК ВСНП контролирует деятельность Госсовета, Центрального военного совета, Верховного Народного Суда и Верховной Народной Прокуратуры. Он имеет полномочия отменять административные решения и предписания Госсовета, противоречащие конституции или другим законам.

Кроме того, ПК ВСНП:

— в отсутствие проведения сессии ВСНП, утверждает Министров, Генерального Ревизора и Генерального Секретаря Госсовета по представлению Премьера Госсовета;

— в отсутствие проведения сессии ВСНП, по представлению Председателя Центральной военного совета утверждает других членов Совета;

— по предложению Председателя Верховного Народного Суда назначает либо отстраняет от должности Заместителей председателя и судей ВНС, членов Судебной Комиссии и Председателя Военного Суда;

— по рекомендации Генерального Прокурора Верховной Народной Прокуратуры назначает или отстраняет от должности Заместителей генерального прокурора и прокуроров Верховной Народной Прокуратуры, членов Прокурорской Комиссии и Главного прокурора Военной прокуратуры; утверждает назначение или отстранение от должности главных прокуроров Народных прокуратур провинций, автономных районов или муниципальных образований центрального подчинения.

ПК осуществляет законодательную власть наряду с ВСНП. Кроме того, ПК ВСНП вместе с Председателем КНР осуществляет функции коллегиального главы государства.

Срок полномочий Председателя и Заместителя председателя КНР равен сроку полномочий ВСНП, при этом они не могут занимать свои посты более двух сроков подряд.

Выполняя решения ВСНП и ПК ВСНП КНР, Председатель КНР обнародует законодательные акты, назначает или снимает Премьера, вице-премьеров, членов Госсовета, министров, генерального ревизора и генерального секретаря Госсовета.

Председатель и Заместитель председателя КНР выполняют свои функции до принятия должности новыми Председателем и Вице-председателем, избранными ВСНП следующего созыва.

В случае если должность Председателя КНР становится вакантной, она переходит к Заместителю председателя КНР. В случае если должность Вице-председателя КНР становится вакантной, ВСНП избирает нового Вице-председателя, В случае если должности Председателя и Вице-председателя КНР становятся вакантными одновременно, ВСНП избирает нового Председателя и нового Вице-председателя КНР. До проведения выборов функции Председателя КНР временно выполняет Председатель ПК ВСНП.

Срок полномочий Госсовета также соответствует сроку полномочий ВСНП. Премьер, вице-премьер и члены Госсовета могут занимать должность не более двух сроков подряд. Госсовет несёт ответственность и подотчётен ВСНП, а в период, когда сессии ВСНП не проводятся — перед ПК ВСНП. Госсовет в некоторой степени обладает законодательной инициативой. Так, Госсовет имеет право представлять предложения в ВСНП или ПК ВСНП КНР.

Центральный военный совет КНР (ЦВС) является уникальной структурой, осуществляющей руководство всеми вооружёнными силами страны, а также народным ополчением и вооружённой народной милицией.

ЦВС состоит из председателя, его заместителей и остальных членов. Председатель избирается ВСНП, кандидатуры других членов утверждаются ВСНП по представлению председателя ЦВС. ЦВС подотчётен и ответственен перед ВСНП и ПК ВСНП.

На практике персональный состав ЦВС КНР идентичен Военному совету ЦК КПК, назначаемому ЦК КПК. Возглавляется генсеком ЦК КПК.

В последние годы в Китае наблюдался процесс некоторой либерализации и децентрализации. Например, с 1993 года голосование в ВСНП стало тайным, не все решения принимаются единогласно. Кроме того, были предприняты необходимые меры для разграничения политической и государственной сфер ответственности с ограничением возможности постоянного вмешательства местных партийных комитетов в процесс принятия государственных решений. Однако несмотря на проводимые в Китае реформы, политическая система осталась и в обозримом будущем будет оставаться неизменной. Руководство страны ориентируется на сохранение основных институтов политической системы, включая ведущую роль КПК; можно ожидать лишь некоторые элементы демократизации.


←   Назад  |   Разделение и взаимодействие различных ветвей власти   |   Вперёд   →



 

Колумбы каменного века / Сейчас уже можно считать установленным: переселение людей на Американский материк началось около XXV тысячелетия до нашей эры. Ещё недавно самой смелой фантазии не хватило бы, чтобы высказать такое предположение. Автор, знакомый читателям по книгам, посвящённым современным открытиям в области археолКолумбы каменного века
Сейчас уже можно считать установленным: переселение людей на Американский ...
Основы орнитогеографического деления Палеарктики / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1938 года (издательство «Академии наук СССР»).Основы орнитогеографического деления Палеарктики
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1938 года ...
Живой покров Земли / Книга известного советского учёного, доктора биологических наук, вице-президента Всесоюзного общества почвоведов, профессора Б. Г. Розанова посвящена одной из актуальнейших научных проблем — рациональному использованию почвы. Школьники узнают о её важной роли в жизни людей, о том, что делают учёные-Живой покров Земли
Книга известного советского учёного, доктора биологических наук, вице-президента ...