Камбоджа / Разделение и взаимодействие ветвей власти

Ст. 51 конституции Камбоджи устанавливает принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Законодательную власть осуществляют Национальное собрание и Сенат, исполнительную — королевское правительство, судебную — система судов.

Таким образом, король согласно данной статье не входит ни в одну из ветвей власти. Но по ст. 8 король является гарантом государственного суверенитета, а по ст. 9 гарантом должного осуществления полномочий каждой из ветвей власти. Одновременно король назначает премьер-министра и кабинет (из числа победившей партии или коалиции), высших военачальников, послов (ст. 19), а также судей (по предложению Верховного магистратского суда) (ст. 21). По ст. 78 король имеет право распустить Национальную Ассамблею по рекомендации и премьер-министра и председателя Национальной Ассамблеи. Ст. 100 даёт королю право назначать двух сенаторов. Согласно ст. 132 и 133 гл. 11, король является также гарантом независимости судебной власти и председателем Верховного магистратского суда.

Традиционно для парламентской монархии баланс полномочий ветвей власти смещён в сторону законодательной. Национальное собрание влияет на состав кабинета министров: премьер-министр и совет министров в целом назначаются королём, но из числа победившей на выборах партии/ коалиции, которая должна обладать поддержкой в 2/3, депутатов Национального собрания (ст. 119). По ст. 90 и 121, правительство несёт коллективную (а отдельный министр — индивидуальную) ответственность перед Национальным собранием. Вотум недоверия правительству может быть принят 2/3 голосов. Согласно ст. 90, только Национальное собрание обладает законодательной властью и не имеет права передавать её в форме делегированного законодательства. Председатель Сената является регентом Камбоджи, в случае отъезда, болезни или смерти короля. Если он не способен выполнять данные обязанности, то функции временного главы государства выполняет председатель Национального собрания (ст. 11).

Председатель королевского правительства Камбоджи обладает формальными полномочиями лишь в области контроля над претворением в жизнь решений Национального собрания. Однако он обладает правом законодательной инициативы (ст. 91), а также может порекомендовать (но только совместно с председателем Национального собрания) распустить Национальное собрание, в случае если Национальное собрание дважды за год отправило в отставку правительство. Несмотря на узкий круг полномочий, исполнительная власть в Камбодже традиционно очень влиятельна.

По конституции судебная власть полностью отделена от законодательной и исполнительной (ст. 130). Взаимодействие между судебной властью, с одной стороны, и исполнительной и законодательной — с другой, осуществляется через короля Камбоджи. Король возглавляет Верховный магистратский суд, по рекомендации которого назначает судей прочих инстанций.

В Камбодже функционирует система несудебного конституционного контроля, с помощью Конституционного совета (по французскому образцу), члены которого назначаются королём, Национальным собранием и Верховным магистратским судом (ст. 137). Конституционный совет имеет право признать законопроект или принятый закон неконституционным по запросу любого из государственных институтов (ст. 140, 141). Норма, признанная неконституционной, теряет свою силу (ст. 142).

Система разделения властей в Камбодже находится в стадии становления. Отсутствие у населения и политической элиты традиций демократической политической культуры ставит под сомнение действенность положений, записанных в конституции. Концепция разделения властей в Камбодже в то же время специально создавалась для минимизации конфликтов между отдельными элитными группами в Камбодже. Именно поэтому вся система направлена на кооперацию между отдельными ветвями власти. Система продолжает развиваться. В 1999 году была создана вторая палата парламента — Сенат, с целью обеспечить представительство всех лидеров отдельных элит на государственном уровне, сделать решения, принимаемые Национальным собранием, более умеренными. Для того чтобы нацелить политическую систему на поиск компромиссов, конституция предписывает Национальному собранию принимать все ключевые решения двумя третями голосов. Но подобная мера почти всегда приводит систему в тупик.

Поскольку политических кризисов, особенно связанных с электоральными циклами, избежать не удаётся, большую роль в стабилизации политической ситуации играет король, официально не относящийся ни к одной из ветвей власти.


←   Назад  |   Разделение и взаимодействие ветвей власти   |   Вперёд   →



 

Африка — третья часть света / В этом труде собраны самые разнообразные сведения по экономике, географии, этнографии, культуре и истории Северной Африки, Сахары и Судана. Перевод с итальянского, комментарии и статья М. М. Матвеева.Африка — третья часть света
В этом труде собраны самые разнообразные сведения по экономике, географии, ...
От полюса к полюсу / Книга Елены Серебровской посвящена жизни и деятельности замечательного советского географа, исследователя полярных районов Земли (Арктики и Антарктики), Героя Советского Союза, доктора географических наук Михаила Михаиловича Сомова. М. М. Сомов показан всесторонне: как учёный и человек, умеющий сплаОт полюса к полюсу
Книга Елены Серебровской посвящена жизни и деятельности замечательного ...
Геология океана: загадки, гипотезы, открытия / Геология океана — одна из бурно развивающихся отраслей современной науки. Первые представления человека об океане относятся к глубокой древности и дошли до нас в виде мифов и легенд: о всемирном потопе, загадочной Атлантиде и др. С попыток разгадать эти тайны и начинается история освоения океана. ВсГеология океана: загадки, гипотезы, открытия
Геология океана — одна из бурно развивающихся отраслей современной науки. Первые ...