Камбоджа / Утверждение буддизма в качестве государственной религии

Восстановление независимости Камбоджи связано с первым правителем буддистом (махаянского направления) Джаяварманом VII (1181–1220 годах). После победы над Тямпой он последовательно строил по всей стране буддистские святилища и монастыри, соединённые сетью мощённых камнем дорог. При некоторых монастырях создавались больницы. Был восстановлен Ангкор Ват, построены новая столица Ангкор-Тхом и храм Байон. Была упорядочена иерархическая структура общества: правитель оставался божеством, ему принадлежали вся земля и все подданные; далее следовала страта жрецов и чиновников (около 4 тыс. человек), затем общинники и рабы.

После смерти Джаявармана VII начинается постепенный упадок государства. Джаяварман VIII (1243–1295 годах) пытается восстановить индуизм в качестве государственной религии, но это привело лишь к ещё большему ослаблению центральной власти. После длительной междоусобной войны Ангкорская династия прекратила своё существование, и к власти пришла новая династия во главе с королём Чаем (1336–1340 годах). В Камбодже утвердился буддизм хинаянского направления.

В начале XIV века вокруг Камбоджи сформировалась несколько новых централизованных государств. Лаосское государство Лансанг с 1350 года стало претендовать на земли, которые на сегодняшний день расположены на юге Лаоса.

Сиам в 1353 году захватил столицу Ангкор, которая была возвращена кхмерами в следующем году, но оказалась опустошённой. В 1431–1432 годах Сиам захватывает столичный Байон и земли, расположенные на северо-западе Камбоджи. По этой причине кхмеры перенесли центр государства в долину реки Меконг, столицей стал город Пномпень.

Лишь на несколько лет в середине XVI века кхмеры смогли вернуть северо-запад страны после победы над Сиамом совместно с правителями бирманских государств.

Король Анг Чан (1516–1566 годах) перенёс столицу из города Пномпень в город Ловек, расположенный на важнейших торговых путях. В конце XVI — начале XVII века Камбоджа переживала последний период расцвета. В это время она поддерживала торговые отношения с Китаем, индонезийскими государствами, Малайей, Японией, арабскими государствами, Испанией и Португалией.

Тем не менее под натиском Сиама территория Камбоджи постепенно сокращалась. Король Сатта (1576–1594 годах) набирал свою охрану из испанцев и португальцев, а в 1593 году попросил испанского губернатора Филиппин о помощи в борьбе с Сиамом. В 1594 году Ловек был взят сиамцами. 120 испанских пехотинцев прибыли в Камбоджу только в 1597 году, разбили сиамскую армию и один год продержались в Ловеке, посадив на престол одного из сыновей Сатта.

После того как в начале XVII века на территории современного Вьетнама образовалось два независимых друг от друга княжества, Камбоджа стала предметом борьбы между Сиамом и южным вьетнамским княжеством Дангчаунг. Эта борьба шла с переменным успехом.

Подходы двух этих государств к господству над Камбоджей различались. Сиам делал ставку на сохранение правящей династии и подчинение с помощью общей религии и культуры. Дангчаунг стал проводить ассимиляторскую политику. С XVII века в Камбоджу направлялись тысячи вьетнамских переселенцев.

Камбоджа никогда не прекращала существовать как независимое государство с собственными государственными институтами. Но, во-первых, она постоянно находилась в вассальной зависимости от одного из своих соседей или от обоих, а во-вторых, произошла децентрализация государства. Столица государства была перенесена в город Удонг к югу от Ловека.

В 1623 году Вьетнам приступил к борьбе за дельту реки Меконг и тем самым лишил Камбоджу выхода к морю. Внешняя торговля стала для Камбоджи возможной только с разрешения правителей Вьетнама. В 1779 году Сиам аннексировал три провинции на севере Камбоджи.

С 1841 до 1842 годы между Сиамом и Вьетнамом велась война за право контролировать Камбоджу. По мирному договору, был установлен двойной сюзеренитет Вьетнама и Сиама над страной. Подобный режим позволил Королю Анг Дуонгу (1848–1859 годы) поддерживать относительную независимость государства.

В 1856 году Удонг посетила с официальной миссией французская делегация. А в 1863 году наследник Анг Дуонга — Нородом (1859–1904 годы) подписал с Францией договор о взаимопомощи, при этом Камбоджа официально провозглашалась сферой влияния Франции. В июне 1864 года Нородом заключил с Францией договор, по которому было отменено рабство, вводилось право частной собственности, а в каждом крупном камбоджийском населённом пункте создавалась французская администрация.

После небольшого конфликта между Францией и Сиамом в 1867 году Сиам отказался от своих прав в Камбодже по договору 1842 года (южная часть Вьетнама стала французской колонией в 1862 году), но взамен получил камбоджийские провинции Баттамбанг и Сиемреап. В том же году в Камбодже с помощью французских войск были подавлены антиправительственные восстания. Столица была перенесена в город Пномпень.


←   Назад  |   Утверждение буддизма в качестве государственной религии   |   Вперёд   →



 

Мировой океан и человечество / В книге даётся подробная характеристика экономических и международно-правовых проблем хозяйственного освоения природных ресурсов Мирового океана. Это новая книга как в отечественной, так и в зарубежной литературе, дающая всестороннее освещение проблемы использования богатств океана и его будущего. ВМировой океан и человечество
В книге даётся подробная характеристика экономических и международно-правовых ...
Колумбы каменного века / Сейчас уже можно считать установленным: переселение людей на Американский материк началось около XXV тысячелетия до нашей эры. Ещё недавно самой смелой фантазии не хватило бы, чтобы высказать такое предположение. Автор, знакомый читателям по книгам, посвящённым современным открытиям в области археолКолумбы каменного века
Сейчас уже можно считать установленным: переселение людей на Американский ...
Давид Ливингстон / Прибыв в Африку в качестве миссионера, Ливингстон в отличает от большинства своих собратьев вскоре понял, что приобщение местных жителей к мировой цивилизации надо начинать с материальной культуры. Поиски путей к народам внутренней Африки привели его к крупным географическим открытиям. Перевод с немДавид Ливингстон
Прибыв в Африку в качестве миссионера, Ливингстон в отличает от большинства своих ...