НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния

Казахстан / НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния

Корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния играют существенную роль в политическом процессе в Казахстане, что «дополняет консенсусно-иерархические традиции» казахстанского общества (по версии Н. Назарбаева).

В Казахстане действует Республиканская трёхсторонняя комиссия по социальному партнёрству и регулированию социально-экономических и трудовых отношений (в соответствии с законом «О социальном партнёрстве в Республике Казахстан»). В ней представлены правительство; Федерация профсоюзов Республики Казахстан и Конфедерация свободных профсоюзов Казахстана; Конфедерация работодателей Республики Казахстан и Конгресс предпринимателей Казахстана. Вырабатываемые ею генеральные соглашения имеют статус правовых актов, устанавливающих «общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений в республике, для достижения политической стабильности, согласия и консолидации в обществе». В генеральном соглашении на 2005–2006 годов со стороны профсоюзов представлена также Конфедерация труда Казахстана, а со стороны работодателей — Евразийская промышленная ассоциация и Союз товаропроизводителей и экспортёров Казахстана. По данному соглашению стороны взяли на себя довольно большие обязательства в области социально-трудовых отношений, охраны труда и здоровья, осуществления социальной политики (в частности, не должна допускаться дискриминация казахстанских работников иностранными и отечественными инвесторами), в области экономической политики (например, совместно участвовать в повышении конкурентоспособности экономики, обеспечении динамичных и устойчивых темпов роста совокупного ВВП и тому подобного).

Большинство профсоюзов Казахстана объединены в две организации — Конфедерацию свободных профсоюзов Казахстана (КСПК) и Федерацию профсоюзов Республики Казахстан (ФПРК). Общая численность членов ФПРК — около 3 млн человек, или 87,9 % всех работающих (на 1999 год).

Конфедерация свободных профсоюзов Казахстана включает в свой состав ассоциацию профсоюзов лётного состава гражданской авиации; ассоциацию профсоюзов горняков; профсоюз работников здравоохранения; профсоюз работников образования и ещё 86 профсоюзов из разных отраслей национального хозяйства. В рядах КСПК — более 500 тысяч человек.

Фактически многие партии являются ничем иным как группами интересов и группами влияния. Так, поддерживающая президента Гражданская партия представляет собой влиятельную политическую группу, выражающую интересы казахстанских промышленников, в частности Евразийской промышленной корпорации, создающей почти 20 % ВВП страны.

Характерной чертой нынешнего этапа взаимодействия/соперничества политико-экономических групп интересов и влияния является то, что в него втянута и оппозиция, и основой этой схватки является её межклановый (внутриэлитный) характер.

На уровне официальных деклараций и документов, в частности в программе «Казахстан-2030», гражданскому обществу отводится весьма важная роль в достижении «демократизации общества» и «правления по закону». Однако на практике положение независимых СМИ, фактическая цензура и особенности законодательства по регулированию публичной сферы, усиливающаяся апатия граждан являются серьёзными препятствиями на пути оздоровления публичной сферы и развития гражданского общества.

Введённый в действие в 1998 году закон об общественных ассоциациях серьёзно ограничивает свободу собраний и предусматривает разрешительный порядок их проведения. Участие в несанкционированных собраниях и митингах может привести к аресту, заключению под стражу или штрафу. Статья 337 УК предусматривает серьёзное наказание за участие в незарегистрированных общественных организациях.

Создание организаций на этнических основаниях, имеющих целью политическую деятельность, запрещено. Конституция разрешает этническим группам создание национальных культурных центров для сохранения культурного наследия.

В Казахстане, являющемся светским государством, гарантируется свобода вероисповедания. В системе органов исполнительной власти существует государственный совет по делам религиозных объединений (в стране насчитывается 1 150 мусульманских и 229 русских православных общин).

Законодательство, регулирующее религиозную свободу, требует обязательную государственную регистрацию религиозных миссионерских организаций, запрещает «несанкционированную прозелитистскую активность» и деятельность мусульманских фундаменталистских организаций.

Правительство страны до последнего времени воздерживалось от активного вмешательства в деятельность НПО. Основными направлениями деятельности НПО (часто в содружестве с правительством) являются подготовка специалистов для осуществления экономических и политических реформ, в первую очередь реформы избирательной системы. Правительство более настороженно относится к деятельности НПО, которые занимаются защитой прав человека или вопросами нацменьшинств.

В последнее время власти пытаются процедурными мерами продемонстрировать свою озабоченность дальнейшим развитием НПО. Так, в июне 2005 года Н. Назарбаев обратился в Конституционный Совет по поводу соответствия конституции принятого парламентом закона «О деятельности филиалов и представительств иностранных и международных некоммерческих организаций на территории Республики Казахстан». В соответствии с этим законом вводится, в частности, обязательная аккредитация филиалов иностранных НКО в министерстве юстиции.


←   Назад  |   НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния   |   Вперёд   →



 

Основы почвоведения. Эволюция почв / Предлагаемая вниманию читателя книга включает две обобщающие работы известного французского учёного проф. Ф. Дюшофура: «Основы почвоведения» (изд. 2, Париж, 1965) и «Эволюция почв (опыт изучения динамики почвообразования)» (Париж, 1968). Эти работы представляют собой всеобъемлющую сводку современныхОсновы почвоведения. Эволюция почв
Предлагаемая вниманию читателя книга включает две обобщающие работы известного ...
Наши степи прежде и теперь / Этот замечательный труд великого русского естествоиспытателя В. В. Докучаева явился ответом учёного на засуху и неурожай 1891 года и последовавший за ними голод, который охватил практически все степные и лесостепные районы России. Располагая обширнейшими данными о естественно-исторических условиях чНаши степи прежде и теперь
Этот замечательный труд великого русского естествоиспытателя В. В. Докучаева ...
Сток и гидрологические расчеты / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1939 года (издательство «Гидрометеоиздат»).Сток и гидрологические расчеты
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1939 года ...