Казахстан / Религия и государство, роль религии в политике

Конституция провозглашает Республику Казахстан светским государством. Особо отмечается недопустимость деятельности партий на религиозной основе (ст. 5). Деятельность иностранных религиозных объединений на территории республики, а также назначение иностранными религиозными центрами руководителей религиозных объединений в Республике осуществляются по согласованию с соответствующими государственными органами республики.

С момента получения Казахстаном независимости правящая элита во главе с президентом Н. Назарбаевым старается учитывать многоконфессиональный и многонациональный характер страны и стремится не ущемлять интересы представленных в ней конфессий. Среди мусульманского духовенства преобладают люди с весьма умеренными позициями. Желание государства развивать диалог с основными религиями приносит свои плоды.

За последние 14 лет в стране построено 1 500 новых мечетей, открыто 170 православных приходов, 1 000 молитвенных домов и 20 синагог. Синагога в новой казахской столице Астане является крупнейшей в СНГ. Хотя в последние годы волна агрессивного исламизма и антисемитизма в мусульманских странах лишала межконфессиональный диалог каких-либо перспектив, Казахстан является в этом отношении исключением. В 2002 году в Алмате и Астане прошла конференция раввинов из стран Европы и Азии, которая впоследствии трансформировалась в учредительный съезд Евразийского совета раввинов. Его результатом стало подписание совместно с Духовным управлением мусульман Казахстана меморандума с осуждением терроризма и призывом к продолжению контактов между иудеями и мусульманами на всех уровнях.

Показательной в плане отношений различных конфессий и государства является весьма активная поддержка, оказанная Н. Назарбаевым, проведению 13–14 февраля 2003 года международной конференции «Мир и солидарность». В ней приняли участие главы государств и правительств более 20 стран, представители правительственных и неправительственных организаций из Турции, Азербайджана, Афганистана, более 70 руководителей крупнейших еврейских организаций США, Израиля, России и стран АТР, которых обычно крайне трудно объединить в рамках мероприятий такого рода. В приветствии форуму казахская сторона выразила надежду, что начатый диалог обретёт новое качество авраамического мировосприятия на основе общих для всех религий ценностей.

В активизации радикальных исламистов режим Назарбаева видит опасность как для своего собственного существования, так и политической системы в целом. Долговременная задача по предотвращению давления исламского экстремизма, проявившегося в других центральноазиатских государствах, должна заключаться, по мнению Назарбаева, в поддержании постоянного взаимодействия с умеренными мусульманскими политиками и бизнесменами, что приведёт к изоляции экстремистов и их постепенному исчезновению.


←   Назад  |   Религия и государство, роль религии в политике   |   Вперёд   →



 

Р. Пири. Северный полюс. Р. Амундсен. Южный полюс / Новый, полный перевод произведений выдающихся путешественников-первооткрывателей. В своих документальных книгах авторы увлекательно рассказывают о подготовке и проведении полярных экспедиций и о покорении ими Северного и Южного полюсов.Р. Пири. Северный полюс. Р. Амундсен. Южный полюс
Новый, полный перевод произведений выдающихся ...
Путешествие на шлюпе «Диана» / Василий Михайлович Головнин — российский мореплаватель, вице-адмирал. В 1792 году окончил Морской корпус, участвовал в походах и сражениях русского флота в Северном море. В 1807–1809 годах совершил плавание из Кронштадта в Камчатку, где в течение двух лет исследовал её берега, а также Курильские остПутешествие на шлюпе «Диана»
Василий Михайлович Головнин — российский мореплаватель, вице-адмирал. В 1792 году ...
Климат области муссонов Восточной Азии / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1879 года (издательство «Географические известия»).Климат области муссонов Восточной Азии
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1879 года ...