Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов

Казахстан / Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов

В 1997 году, представляя своё послание народу Казахстана (под общим названием «Казахстан — 2030»), президент Н. Назарбаев заявил, что «в эпоху растущей глобализации и взаимозависимости... мощные внешние силы будут играть существенную роль в определении будущего страны». Он также подчеркнул необходимость сравнивать степень реализации проводимых Казахстаном реформ с «лучшим мировым опытом», «привыкая к качественно иной системе ценностей и новому типу человеческих отношений», которые уже привнесены в казахстанский социум под влиянием трансформаций.

По мнению Назарбаева, изменения в старой политической системе, которая «предполагала более надёжные минимальные социальные блага и имела достижения в ряде сфер», вызваны её «неконкурентностью с экономической точки зрения», проигрышем в социальном плане, а также тем, что старая система «отказывала в свободе» отдельному человеку. Поэтому внедрение политических институтов западного образца есть мера «вынужденно-добровольная», вызванная не только внутренними потребностями, но и процессами глобализации.

С момента обретения независимости создание политических институтов в Казахстане происходит без давления извне. Как уже было продемонстрировано в разделе «Общие контуры политической системы», до 1995 года Н. Назарбаев даже сдерживал радикальные политические изменения, сосредоточившись на реформах в экономике. Созданные за последние 10 лет политические институты, несмотря на их некоторое внешнее сходство с западными образцами, функционируют с серьёзными отклонениями от демократических стандартов (по версии Запада), что объясняется национальной спецификой. «Казахстанский Барс», подчёркивает Назарбаев, имеет большее сходство с «азиатскими тиграми», нежели с классическими демократиями. Внешнее давление на институты в настоящее время со стороны оппозиции и западных правозащитников и организаций типа ОБСЕ, Совет Европы и тому подобного носит непрямой характер и не является интенсивным (это не означает, что в среднесрочной перспективе оно не возрастёт), и поэтому реакция на такое давление со стороны казахстанских властей также является довольно умеренной. Впрочем, под предлогом защиты интересов государства от «экспортёров» «цветных революций» власти Казахстана весьма жёстко контролируют деятельность международных неправительственных организаций в стране (несмотря на критику со стороны ОБСЕ, на председательство в которой Казахстан претендует в 2009 году).


←   Назад  |   Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов   |   Вперёд   →



 

Физическая география России. В 2-х частях. Часть 2 / Учебник написан в соответствии с программой курса «Физическая география России» для педагогических ВУЗов. Во второй части учебника рассматривается природа Кавказа, Уральской горной страны, физико-географических стран Сибири и Дальнего Востока.Физическая география России. В 2-х частях. Часть 2
Учебник написан в соответствии с программой курса «Физическая география России» ...
Величайшие реки мира / История каждой великой реки полна драматических эпизодов, потому что вся история человечества неразрывно связана с природой и одним из важнейших её даров — водой. Долины рек на протяжении тысячелетий были колыбелями человеческой культуры и явились родиной многих народов. В книге рассказывается о ВолВеличайшие реки мира
История каждой великой реки полна драматических эпизодов, потому что вся история ...
Химические элементы Земли и Космоса / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1923 года (издательство «НХТИ»).Химические элементы Земли и Космоса
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1923 года ...