Сингапур / Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
Республика Сингапур является промышленно-развитым государством.
В экономике Сингапура важное место занимает торговля, переработка и транспортировка нефти, при относительно небольшой доле обрабатывающей промышленности. В то же время наметилась тенденция роста концентрации в обрабатывающей промышленности, что дало возможность стране выйти на рынки капиталоёмкой продукции. Почти все отрасли обрабатывающей промышленности (судостроительная, резинотехническая, электронная, лёгкая) ориентируются на внешний рынок. Удельный вес экспортного производства достиг 69 %.
Растёт роль Сингапура как регионального центра сбора, обработки и передачи коммерческих данных и информации, консультативных и рекламных услуг, инжиниринга и так далее. Серьёзные и скоординированные усилия предпринимают государство и частный бизнес по развитию туризма, который превратился в третий по значению источник поступления валюты.
В экономике страны большое значение имеет транспорт. Сингапурский морской порт — третий в мире по объёму обрабатываемых в нем грузов, по объёму обработки контейнеров порт делит с Гонконгом 1–2-е места в мире. Однако Сингапур — первый в мире порт, оснащённый современной компьютерной системой, полностью контролирующей ход погрузки и разгрузки контейнеров, размещение их на причалах, хранение и так далее. Оснащение порта высоко-технологическим оборудованием продолжается практически непрерывно. За последние 10 лет производительность труда в порту увеличивалась ежегодно в среднем на 11,3 %.
В области внешней торговли в последние годы продолжался процесс диверсификации, выразившейся, в частности, в опережающем развитии торгово-экономических связей Сингапура с НИС Тихоокеанского региона. Вывоз продукции, изготовленной непосредственно в Сингапуре, увеличился на 27 %, причём ведущее место в промышленном экспорте заняли средства связи, компьютеры и их элементы, бытовая электроника. Важной статьёй дохода является реализация за рубежом программного обеспечения для компьютеров.
Несмотря на наличие высококвалифицированных и образованных местных кадров, в стране относительно мало национальных предпринимателей. Почти все капиталовложения и инициативы в бизнесе поступают из-за границы. Иностранных инвесторов привлекают наличие высококвалифицированной рабочей силы, слабость профсоюзов и политическая стабильность. Ведущая роль в выработке стратегии развития и контроля за выполнением индикативных планов остаётся за государством. Сингапур стал крупным финансовым центром и источником технической и коммерческой информации для соседних стран. После открытия нефти и природного газа на шельфе у берегов полуострова Малакка в Сингапуре разместились штаб-квартиры энергетических компаний.
Ставка на экономический рост была бы невыполнима без активного участия государства. В стране была развёрнута обширная программа индустриализации. В 1968 году был принят Закон о занятости и поправка к Закону о производственных отношениях. В том же году был реорганизован Совет по экономическому развитию. В 1970 году была учреждена монетарная власть Сингапура, формулирующая и осуществляющая государственную монетарную политику. Были созданы зоны промышленного развития. Министры правительства, включая премьер-министра Ли Куан Ю, были направлены в разные страны мира с целью привлечения инвестиций. Были введены «налоговые каникулы» на 5–10 лет. В результате этих и ряда других мер Сингапур стал исключительно привлекательным для инвесторов, а также для экспорта продукции перерабатывающих предприятий и импорта сырья. Эффективное сочетание быстрой индустриализации с транзитной портовой торговлей привело к появлению конечной продукции с высокой прибавочной стоимостью, экспортируемой в разные районы мира.
Одновременно большое внимание было уделено развитию индустрии услуг, связанной с обслуживанием заходящих в порт судов и ростом коммерции, а также гостиничная и туристическая индустрия.
Государство национализировало целый ряд компаний, неспособных к самостоятельному выживанию и развитию, а также тех, чей курс не совпадал с линией государства (например, «Сингапур Пауэр», «Паблик Утилитис Борд», «Сингапур Телекоммуникейшз», «Сингапур Эйрлайнз»), то есть компаний, относившихся в основном к инфраструктуре — энергоснабжению, транспортным и телекоммуникационным услугам.
В последние годы были приватизированы также бывшие монополии. «Сингтел» и «Сингапурские авиалинии» превратились в открытые акционерные компании со значительным объёмом государственных акций. В 1960 году государством был построен аэропорт Чанги, главный из действующих ныне 10 аэропортов.
К концу 1980-х годов, несмотря на устойчиво высокий экономический рост и снижение безработицы, Сингапур столкнулся с конкуренцией соседних стран, вывозящих аналогичную продукцию по более низким ценам. Государство выдвинуло программу модернизации промышленности и развития индустрии высоких технологий.
Государство также занимается развитием общественного транспорта, поддерживает борьбу за сохранение окружающей среды через систему крайне суровых штрафов — как следствие, Сингапур давно уже является одним из наиболее экологически чистых мегаполисов Азии.
В области социальной политики первостепенное значение придаётся строительству государственного жилья — как средству решения проблем трущоб. Ещё до провозглашения независимости в Сингапуре был основан Совет по развитию жилищного строительства (СЖС), успешно работающий по сей день. Всего за одно десятилетие большая часть трущоб была расселена, граждане получили благоустроенные квартиры. Параллельно с выделением крупных финансовых средств правительство резко усилило борьбу с бюрократической волокитой и коррупцией. Для поощрения собственности на жилье сингапурцам было предоставлено право выкупать квартиры за счёт их личных сбережений в Центральном пенсионном фонде. Правительство намеренно расселяло граждан разных национальностей и конфессий в одних и тех же кварталах с целью укрепления национального единства. Решив проблему на уровне минимум, СЖС приступило к строительству более дорогих и качественных квартир. В настоящее время 80–90 % сингапурцев проживает в квартирах, построенных СЖС.
Правительство ввело практику государственного посредничества в трудовых ссорах, тем самым решив проблему социальной напряжённости.
Значительные успехи Сингапура в области экономики не в последнюю очередь объясняются спецификой системы образования, которая ориентирована на прямое практическое применение, а не на интеллектуально-теоретическое. Техническим специальностям отдаётся очевидное преимущество по сравнению с гуманитарными. Образование построено по принципу высокой конкуренции, преимущество отдаётся наиболее способным и работоспособным ученикам. Это способствует превращению выпускников сингапурских учебных заведений в динамично растущую, компетентную и многочисленную рабочую силу. Вместе с тем существует проблема «отсева» детей, не выдерживающих конкуренции.
Система образования играет важнейшую роль в формировании единства нации. Учащиеся в обязательном порядке путешествуют по Сингапуру для изучения своего культурного наследия. В школах введена церемония подъёма и спуска государственного флага.
← Назад | Национальное хозяйство в контексте мировой экономики | Вперёд →
- Страны мира
- Азия
- Юго-Восточная Азия
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980−2005 годах
- Язык (языки)
- Сингапур в древности и Средние века
- Сингапур в составе индийских владений Великобритании
- Сингапур — центр колонии Стрейтс Сетлментс (1867–1917 годы)
- Сингапур — колония короны (1946–1959 годы)
- «Самоуправляющееся государство» (1959–1963 годы)
- Сингапур в составе Федерации Малайзия (1963–1965 годы)
- Современный Сингапур
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1959–2012 годах
- Главы правительства (премьер-министры) в 1959–2012 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Политическая роль военных/силовых структур
- Положение и роль СМИ
- Положение Сингапура в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2009 годах
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2008 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Вес в мировой экономике в 1990–2008 годах
- Военные расходы в 1990–2008 годах
- Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Сингапура в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2009 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Количественная оценка ресурсов твердых полезных ископаемых по геохимическим данным Новый метод количественной оценки прогнозных ресурсов твёрдых полезных ...
Острова, затерянные во льдах Это книга об отдалённых островах Центральной Арктики. Автор её провёл несколько ...
Оценка эксплуатационных запасов подземных вод Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1970 года ...