Кипр / Современный Кипр

В 1990 году ЕЭС ответило отказом на официальную просьбу Кипра о принятии его в организацию, потребовав урегулирования раскола.

Президент Кипра с 1988 года Василиу при поддержке Генерального Секретаря ООН пытался наладить отношения с турками-киприотами, которые, однако, неуклонно отстаивали позицию собственного независимого государства. В феврале 1993 года президентом Кипра стал лидер Демократического сбора Глафкос Клиридис, который выступал за создание на острове федеративного государства с предоставлением широкой автономии для обеих общин, за вывод турецких войск, а также вступление страны в Евросоюз. Кроме того, Клиридис пытался договориться о включении Кипра в оборонительную систему Греции. На парламентских выборах 1996 года большинство голосов набрали пропрезидентские партии Демократический сбор и Демократическая партия. В формировании коалиции к ним присоединилось Движение социал-демократов (ЭДЕК).

Переговоры 1993 года между Денкташем и Клиридисом по поводу открытия аэропорта в городе Никосия под контролем ООН и отвода тяжёлого вооружения от демаркационной линии, разделяющей остров на две части, были сорваны из-за бескомпромиссной позиции северокипрской Партии национального единства (ПНЕ). Однако вскоре на досрочных выборах радикалы потерпели поражение. Новое коалиционное правительство, состоящее из отколовшейся от ПНЕ Демократической партии и левой Республиканской турецкой партии во главе с Хакки Атуна, выступило за разделение острова на две зоны и создание двухобщинной системы управления. Однако возобновлённые мирные переговоры не увенчались успехом, так как парламент Северного Кипра выступил против создания федерации и выбрал курс на укрепление связей с Турцией.

В результате нескольких вооружённых столкновений в августе 1996 года напряжение на острове усилилось до такой степени, что Греция начала угрожать Турции войной, если последняя решит расширить своё присутствие на острове. Никакие предложения о федерализации и демилитаризации Кипра и даже план мирного урегулирования ООН не были реализованы. В итоге в январе 1997 года между Кипром и Россией был заключён договор о закупке российских вооружений, на что Турция ответила угрозами военного удара по Кипру в случае размещения систем ПВО С-300, закупленных Кипром в России. Условием отказа правительства Кипра от систем ПВО был прогресс в ведении переговоров. Летом 1997 года, после того как руководители конфликтующих сторон сошлись в намерении решать проблему только мирными средствами, прошли новые раунды переговоров при участии Генсека ООН, которые, однако, не увенчались успехом. В 1998 году Клиридису всё-таки пришлось отказаться от размещения систем ПВО на Кипре под давлением греческого руководства.

В 1999 и 2000 годах международное сообщество продолжало предпринимать усилия по разрешению кипрского конфликта. Были проведены переговоры для сглаживания противоречий между двумя общинами при посредничестве представителей США и ООН. Если Клиридис выступал за федеративное государство, состоящее из двух кантонов, то Денкташ предлагал создание конфедерации при сохранении обоими государствами суверенитета. Стороны также не могли прийти к согласию по поводу границы между двумя общинами, по проблемам военной безопасности и собственности, потерянной греками на севере острова во время турецкой агрессии 1974 года Турция требовала признания суверенитета Северного Кипра в качестве условия для объединения. Несмотря на несогласие Турции, в декабре 1999 года главы государств и правительств стран — членов ЕС приняли решение о принятии Кипра в эту организацию в самом скором времени, даже если остров останется разделённым на две части.

В апреле 2000 года Денкташ снова одержал победу на президентских выборах, оставив позади своего основного соперника премьер-министра Эроглу. Вскоре ТРСК охватил финансовый кризис, сначала разразившийся в Турции и приведший к банкротству ряда банков на северной части острова. Летом 2000 года здесь начались массовые выступления против правительства, обвиняемого в политической изоляции и экономических неурядицах.

Напротив, в этот период экономика Республики Кипр развивалась весьма динамично. На парламентских выборах 2001 года победу одержала партия АКЭЛ, а Демократический сбор оказался на втором месте. На президентских выборах 2003 года Клиридис проиграл Тассосу Пападопулосу, которого поддержали либеральная Демократическая партия, АКЭЛ и Движение социал-демократов.

Хотя Денкташ не отказался от идеи конфедерации двух суверенных государств, в 2003 году была достигнута договорённость о снятии препятствий для передвижения между двумя общинами.

1 мая 2004 года Республика Кипр стала членом ЕС, в то время как ТРСК остаётся непризнанным международным сообществом государственным образованием. Поскольку ЕС выступает за объединение острова, незадолго до вступления последнего в эту организацию была предпринята ещё одна неудачная попытка образования единого государства. В апреле 2004 года на острове состоялся референдум, отдельно проходивший в двух частях острова, в ходе которого греки высказались против создания конфедерации «Объединённая Республика Кипр», состоящей из двух государств с минимальными полномочиями центрального правительства (так называемый План Аннана, предложенный ООН), тогда как турки-киприоты, уставшие от политической и экономической изоляции, проголосовали «за».

В апреле 2005 года президентом турецко-киприотской части острова стал Мехмет Али Талат. В мае того же года начались переговоры между греками-киприотами и представителями ООН по поводу разрешения кипрского конфликта. В июне 2005 года парламент Республики Кипр ратифицировал проект конституции ЕС. На парламентских выборах в мае 2006 года греки-киприоты проголосовали за правящую коалицию, одобрив её политику по вопросу воссоединения частей острова. В июле 2006 года под эгидой ООН возобновились переговоры между президентом Республики Кипр Тассосом Пападопулосом и лидером турков-киприотов Мехметом Али Талатом, в рамках которых удалось договориться о мерах по укреплению доверия. Однако в ноябре 2006 года переговорный процесс был сорван из-за отказа Турции открыть свои порты для продукции из Республики Кипр, которую она по-прежнему не признает. Турция настаивала на том, что сначала ЕС должен прекратить изоляцию турецко-кипрской общины на острове.

В 2007 году кипрский конфликт обрёл новое измерение, связанное с энергетической сферой. Турция выступила резко против договорённостей между Кипром, Ливаном и Египтом об исследованиях морского шельфа, прилегающего к острову. Официальная Анкара считает, что турки-киприоты также обладают правами на запасы нефти и газа, которые располагаются вокруг острова. По утверждению кипрских властей, Турция послала дополнительные военные корабли на восток Средиземного моря в качестве предупреждения грекам-киприотам, однако Анкара не признала этот факт. Отдельные инциденты подобного свойства происходили и в 2008 году. Не обратив внимания на угрозы Турции, Кипр начал лицензирование участков для разведки нефти. Кипрскими нефтегазовыми проектами заинтересовались американские, европейские, китайские и российские нефтегазодобывающие компании. В августе 2007 года ЕС изложил свою официальную позицию по этому вопросу, полностью поддержав Кипр в его законном праве развивать сотрудничество в энергетической сфере.


←   Назад  |   Современный Кипр   |   Вперёд   →



 

География почв. Учебник / В учебнике изложены содержание, методология, краткая история и задачи географии почв, рассматриваются факторы и общие закономерности географического распространения почв, обсуждаются принципы и схема почвенно-географического районирования СССР, даются характеристики условий почвообразования, генетичГеография почв. Учебник
В учебнике изложены содержание, методология, краткая история и задачи географии ...
Человек и Ноосфера / В книге рассказывается острая проблема совместной эволюции Человека и Природы, условий выживания людей и окружающей среды, перспективы развития ноосферы — биосферы и Разума.Человек и Ноосфера
В книге рассказывается острая проблема совместной эволюции Человека и Природы, ...
Намибия / Автор знакомит со своеобразной природой Намибии, её богатыми сырьевыми ресурсами, эксплуатация которых находится под контролем иностранного капитала, описывает традиции, уклад жизни коренного африканского населения, борющегося за национальную независимость под руководством Народной организации Юго-ЗНамибия
Автор знакомит со своеобразной природой Намибии, её богатыми сырьевыми ресурсами ...