Австралия / Создание Австралийского Союза

Со второй половины XIX века возникла идея об объединении колоний, разбросанных по территории огромного континента. К этому подталкивали темпы и специфика экономического роста. Увеличивающееся поголовье домашнего скота требовало увеличения площадей пастбищ, а значит, необходимо было осваивать новые земельные ресурсы на территории материка. Экономический рост стимулировал постоянный приток новой рабочей силы, развитие инфраструктуры, средств связи. Повлияли и изменения приоритетов во внешней политике метрополии. В конце XIX века Великобритания стала меньше внимания уделять развитию тихоокеанской колонии. При этом британское правительство поддерживало центростремительные тенденции в регионе, надеясь таким образом укрепить своё отдалённое владение и переложить на местное правительство проблемы внутреннего развития и защиты от внешних угроз. На протяжении 1890-х годов был проведён ряд референдумов и конференций по вопросу объединения.

В результате на референдуме 1899 года был выработан проект федеральной конституции, одобренный пятью колониями: Новым Южным Уэльсом, Южной Австралией, Тасманией, Викторией и Квинслендом. Воздержалась только Западная Австралия. После внесения ряда поправок британским министром колоний Д. Чемберленом и обсуждения британским парламентом королевский указ 1900 года ввёл в действие конституцию Австралии.

1 января 1901 года было официально объявлено о создании Австралийского Союза. Федеральная власть решала вопросы внешней политики, торговли с иностранными государствами, отношений с тихоокеанскими островами, налогообложения, организации связи, сухопутной и морской обороны, мореплавания, строительства дорог, ирригации, эмиграции и иммиграции, банковской системы, трудовых конфликтов и тому подобного. В течение двух лет федеральное правительство должно было разработать и принять единый таможенный тариф и обеспечить свободу торговли между штатами.

Конституция устанавливала три ветви власти: исполнительную, законодательную и судебную. Британская специфика сказалась в том, что не было проведено чёткого разделения полномочий между законодательной и исполнительной ветвями власти. Формально законодательная и исполнительная власть принадлежала британскому монарху, представленному на континенте генерал-губернатором, назначаемым монархом на пять лет. Генерал-губернатор открывал сессии парламента, мог продлить срок работы парламента или распустить его, утверждал или аннулировал любой принятый закон в течение одного года, если этот закон противоречил интересам Британской империи. Генерал-губернатор возглавлял Исполнительный совет, в который входили королевские государственные министры: иностранных дел, финансов, юстиции, внутренних дел, торговли, обороны, почт и телеграфа. Формально генерал-губернатор назначал министров, на деле состав правительства определялся соотношением сил в нижней палате парламента.

Федеральный парламент был двухпалатным. Верхняя палата — Сенат — состояла из шести представителей от каждого штата, избиравшихся на шесть лет. Каждые три года половина членов Сената переизбиралась. В Сенат могли избираться британские подданные, прожившие в Австралии не менее трёх лет, не моложе 21 года. Депутаты Палаты представителей избирались на три года населением Австралийского Союза из расчёта 1 депутат от 50 тысяч человек. Сенат мог наложить вето на любой законопроект, принятый Палатой представителей. В этом случае законопроект возвращался на новое голосование в нижнюю палату. Если Сенат отклонял законопроект, вторично принятый нижней палатой, то губернатор имел право распустить обе палаты. Верхняя и нижняя палаты имели одинаковые права законодательной инициативы, но бюджетно-финансовые вопросы рассматривались только нижней палатой. Высшая судебная власть принадлежала Федеральному верховному суду — Высшему суду Австралии, состоявшему из верховного судьи и членов суда, пожизненно назначаемых парламентом. Таким образом, в начале XX века на континенте оформилась структура нового государства.


←   Назад  |   Создание Австралийского Союза   |   Вперёд   →



 

Конго глазами художника / Автор посетил Конго-Браззавиль, где провёл своё детство. Он прошёл по большим деревням, ещё не видевшим европейцев. Тепло рассказывает он о своих конголезских друзьях и окружающей их природе, описывает удивительные танцы и ритуалы. Ему не хочется уезжать домой, в Швецию. И читатель тоже неохотно расКонго глазами художника
Автор посетил Конго-Браззавиль, где провёл своё детство. Он прошёл по большим ...
Вулканы / Справочник содержит характеристику около трёх тысяч вулканов земного шара, сгруппированных по вулканическим поясам и другим районам проявления вулканизма. Этим поясам и районам предшествует их общая геолого-географическая характеристика. Сведения о вулканах включают географическое положение, морфолоВулканы
Справочник содержит характеристику около трёх тысяч вулканов земного шара, ...
Страны Сахеля (Состояние природной среды и проблемы развития сельского хозяйства) / Это первая в советской географической литературе монография о странах Сахеля. В работе дан анализ природных условий и состояния среды, особенностей хозяйственного использования территорий и различных факторов воздействия человека на среду, причин последней сахельской засухи, путей и методов борьбы сСтраны Сахеля (Состояние природной среды и проблемы развития сельского хозяйства)
Это первая в советской географической литературе монография о странах Сахеля. В ...