Киргизия / Разделение и взаимодействие различных ветвей власти

Согласно ст. 7, государственная власть в Киргизской Республике основывается на принципах верховенства власти народа, представляемой и обеспечиваемой президентом, разделения на законодательную, исполнительную, судебную ветви, их согласованного функционирования и взаимодействия, а также разграничения функций и полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления. Особо оговаривается ответственность государственных органов и органов местного самоуправления перед народом и осуществления ими своих полномочий в интересах народа.

Принцип согласованного функционирования и взаимодействия ветвей власти необходим для предотвращения конфликтов между ветвями власти, которые могут возникать из-за частичного пересечения функций и полномочий или их недостаточно исчерпывающего определения. Например, конституция наделяет правом законодательной инициативы 30 тысяч избирателей (народная инициатива), президента, депутатов парламента и правительство (ст. 64), но собственно законодательную власть и контрольные функции в пределах своих полномочий осуществляет однопалатный парламент — Жогорку Кенеш (ст. 54). Однако президент может вернуть законопроект в Жогорку Кенеш с возражениями, для преодоления которых необходимо от двух третей до трёх четвертей голосов избранных депутатов (ст. 66).

Особая роль отводится президенту, который является главой государства, высшим должностным лицом и определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет Киргизскую Республику внутри страны и в международных отношениях, принимает меры по охране её суверенитета и территориальной целостности, обеспечивает единство и преемственность государственной власти, согласованное функционирование и взаимодействие государственных органов, их ответственность перед народом (ст. 42). Президент является главнокомандующим вооружёнными силами, определяет, назначает и смещает высший командный состав вооружённых сил, обеспечивает осуществление полномочий государственных органов, ведающих вопросами обороны, национальной безопасности, внутренних дел, иностранных дел, утверждает по предложению премьер-министра положения о них; назначает и освобождает их руководителей и заместителей руководителей (ст. 46). Согласно ст. 71, правительство в своей деятельности ответственно и подотчётно и перед президентом, и перед Жогорку Кенешем. Президент вправе выступать на заседаниях правительства, ставить перед ним цели и задачи по достижению основных направлений внутренней и внешней политики государства.

При этом президент формально не относится к исполнительной ветви власти, высшим органом которой является правительство. И президент, и Жогорку Кенеш участвуют в процедурах формирования правительства и определения кандидатуры премьер-министра, а также отставки премьер-министра и правительства. Так, в случае выражения вотума недоверия правительству со стороны Жогорку Кенеша президент вправе принять решение об отставке правительства или не согласиться с его решением (ст. 71). Президент наделён полномочиями роспуска Жогорку Кенеша в оговорённых конституцией случаях. Также и Жогорку Кенеш вправе в оговорённых конституцией случаях выдвинуть обвинения против президента и отрешить его от должности.


←   Назад  |   Разделение и взаимодействие различных ветвей власти   |   Вперёд   →



 

Степи Северо-Кавказского края / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1931 года (издательство «Северный Кавказ»).Степи Северо-Кавказского края
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1931 года ...
Геологический очерк Туркестана / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1928 года (издательство «Издательство академии наук СССР»).Геологический очерк Туркестана
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1928 года ...
Физическая география СССР / Курс «Физической географии СССР» — по своему объёму, содержанию и методу изложения предназначен для студентов старших курсов географических факультетов государственных университетов и педагогических институтов. Обширный фактический материал курса излагается на основе главнейших методологических и меФизическая география СССР
Курс «Физической географии СССР» — по своему объёму, содержанию и методу ...