Конституционные основы и конституционные гарантии

Иран / Конституционные основы и конституционные гарантии

Конституция Исламской Республики Иран была принята на референдуме 2–3 декабря 1979 года и пришла на смену конституции 1906 года. 28 июля 1989 года в конституцию были внесены поправки, усилившие полномочия президента и легитимизировавшие создание органа, регулирующего отношения между меджлисом и Наблюдательным советом (НС).

Конституция 1979 года закрепляет на уровне формальных установлений качественно новое политическое устройство, основанное на исламских принципах.

В преамбуле говорится, что конституция следует духу исламской революции, которая коренным образом отличается от всех других революций, поскольку она есть высочайшее проявление духа мусульманской уммы (общины). В преамбуле конституции Ирана даётся политическая оценка монархического режима и указывается на его неприемлемость для иранской уммы, в том числе по причине сотрудничества монархии с США, излагается история исламской революции, очерчиваются контуры и конституционные особенности исламского государства.

Исламская Республика Иран может быть охарактеризована, согласно конституции, как теократическая республика, опирающаяся на институты религиозной и республиканской власти. В основе религиозной власти, которая обеспечивает легитимность всех других институтов, лежат исламские принципы, важнейшим из которых является велаят-е факиф («правление наиболее авторитетного шиитского правоведа», которое должно сохраняться до появления 12-го «скрытого имама», которому шиитское учение отводит всю полноту власти). В соответствии с этим принципом высшим государственным лицом, главой Исламской Республики Иран, является духовный лидер — Верховный лидер исламской революции — рахбар, курирующий работу всех ветвей власти и избираемый Советом экспертов. Рахбар должен соответствовать определённым требованиям (ст. 109), он обладает широким кругом полномочий (перечислены в ст. 110), среди которых:

— определение общей политики государства;

— осуществление функций верховного главнокомандующего вооружёнными силами ИРИ;

— контроль за надлежащим исполнением намеченной им политики;

— объявление войны, мира, мобилизации;

— издание указов и проведение общенациональных референдумов;

— подписание указа о всенародных выборах президента ИРИ;

— смещение президента республики с занимаемого поста, если Верховный Суд признает его виновным в нарушении конституционных обязанностей или меджлис выскажется за его устранение на основании нарушения им ст. 89 конституции (см. раздел «Особенности законодательной власти»);

— разрешение противоречий, которые не могут быть урегулированы в обычном порядке, между меджлисом и Наблюдательным советом.

Рахбар назначает, отстраняет от должности и отправляет в отставку (ст. 110.6):

— богословов в Наблюдательный совет;

— главу судебной власти;

— главу государственной радиотелекорпорации;

— начальника штаба вооружённых сил, главнокомандующего Корпуса стражей исламской революции и высших чинов вооружённых сил страны.

По конституции допускается передача рахбаром части своих полномочий и обязанностей другому должностному лицу.

Статья 113 конституции устанавливает, что после Верховного лидера исламской революции (рахбара) высшим официальным лицом в стране является президент, действующий как глава исполнительной власти (за исключением вопросов, прямо возложенных на канцелярию рахбара). Ст. 122 устанавливает, что президент ответствен перед народом, рахбаром и меджлисом.

Высший законодательный орган власти — однопалатный парламент — меджлис (Собрание исламского совета). Число мест в парламенте увеличивается в зависимости от роста населения (в 1980 году в нём было 270 депутатов, по итогам выборов 2004 года — 290), он формируется в результате прямого голосования сроком на 4 года. Согласно ст. 71 конституции, меджлис может самостоятельно инициировать законы при условии, что они не противоречат конституции и исламским принципам (ст. 72). Соответствие принимаемых меджлисом законов исламу и конституции устанавливает Наблюдательный совет (Шоурае негахван; другой вариант перевода — Совет стражей), который, согласно ст. 96 конституции, сочетает фактически функции верхней палаты и конституционного контроля. Наблюдательный совет состоит из 12 членов, половину из которых составляют высшие богословы (улемы), назначаемые рахбаром, остальные 6 членов избираются меджлисом из числа кандидатов, которых представляет глава судебной власти. Все принятые меджлисом законопроекты приобретают силу закона только после их одобрения Наблюдательным советом (обязан их рассмотреть в течение 10 дней).

Очень частые противоречия между меджлисом и Наблюдательным советом в 1980-е годы приводили к тому, что ни один из основополагающих законов в тот период не был принят, и правительство было вынуждено работать в условиях законодательного вакуума. В 1988 году в структуру власти был введён Совет по целесообразности принимаемых решений (Маджма-йе тахшис маслахате незам), который выносит окончательное решение в споре между меджлисом и Наблюдательным советом. Постоянные и временные члены Совета назначаются рахбаром страны. Полномочия Совета определяются ст. 111 и 112 конституции.

Глава судебной власти назначается рахбаром. Судебная система испытывает влияние шариата. Активно действуют суды для духовенства (см. «Особенности судебной власти»).

Институциональный дизайн органов власти в Иране и его закрепление в конституции свидетельствуют о том, что система правления в этой стране сочетает в себе элементы религиозной власти, основанной на признании ислама в качестве официальной государственной религии и идеологии, и элементы президентской формы правления.

Гл. XIV конституции фиксирует порядок изменения или внесения дополнений в конституцию. Инициировать этот процесс может сам рахбар после консультаций с членами Совета по целесообразности принимаемых решений или Совета по пересмотру конституции, состоящий из:

— членов Наблюдательного совета;

— глав трёх ветвей власти;

— постоянных членов Совета по целесообразности принимаемых решений;

— пяти членов Совета экспертов;

— десяти назначенных рахбаром авторитетных лиц;

— трёх представителей от совета министров;

— трёх представителей от судебной ветви власти;

— десяти депутатов меджлиса;

— трёх представителей от университетских профессорских кругов.

Решения Совета по пересмотру конституции в случае одобрения и подписи рахбара выносятся на референдум и считаются принятыми, если их поддержит простое большинство избирателей. Не подлежат какому-либо изменению ст. 177 конституции (называется «Пересмотр конституции Советом и референдум»), а также другие статьи конституции, в которых говорится об исламском характере иранской политической системы и её институтов, регулировании и управлении на базе исламских принципов, целях Исламской Республики Иран, официальной исламской религии, духовенстве (имамах Уммы), а также положения, касающиеся национальных референдумов и выносимых на их рассмотрение вопросов.


←   Назад  |   Конституционные основы и конституционные гарантии   |   Вперёд   →



 

Радиоактивные методы определения геологического времени / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1938 года (издательство «ОНТИ НКТП»).Радиоактивные методы определения геологического времени
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1938 года ...
Амурская экспедиция 1849–1855 годов. / В истории географического изучения Дальнего Востока выдающуюся роль сыграла Амурская экспедиция, руководимая Г. И. Невельским. Он и его славные сподвижники исследовали в 1849–1855 годах Приамурье, Приморье и Сахалин. На богатом архивном материале А. И. Алексеев показывает ход и результаты исследованАмурская экспедиция 1849–1855 годов.
В истории географического изучения Дальнего Востока выдающуюся роль сыграла ...
По Южному Уралу и Зауральским равнинам / Вашему вниманию предлагается издание «По Южному Уралу и Зауральским равнинам».По Южному Уралу и Зауральским равнинам
Вашему вниманию предлагается издание «По Южному Уралу и Зауральским равнинам».