НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния

Индия / НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния

Гражданское общество в Индии является необходимым элементом обеспечения демократического правления в стране. Организации, представляющие наиболее активную часть индийского гражданского общества, выполняют те функции, которые государство или политические партии реализуют неэффективно и/или непоследовательно.

Индийские гражданские организации (включая неправительственные организации, феминистские и экологические организации, организации и движения меньшинств), профессиональные ассоциации (как работников, так и работодателей) стали, начиная с 1970-х годов, участниками политических процессов в стране. Политические партии остаются главными действующими лицами индийской политики, но учитывают рост гражданского общества, стремясь «захватить» отдельные влиятельные организации и/или сотрудничать с их активистами (в том числе в конъюнктурных целях — для наращивания базы электоральной поддержки). Получая моральную или материальную поддержку от партий и государства, гражданские организации повышают вероятность реализации выражаемых интересов, но одновременно теряют автономию (отсюда скандалы, связанные с использованием политиками НПО против конкурентов).

По некоторым оценкам середины 1990-х годов (более свежих данных нет), в стране на тот момент насчитывалось от 50 до 100 тысяч НПО. Трудности в подсчёте имеют как объективные (население, размеры страны и тому подобного), так и субъективные (гибкость и нестабильность организаций, опасения широкой огласки деятельности, которая может привести к напряжённым отношениям с местными властями и влиятельными людьми) причины. Немало организаций (на тот момент до 15 тысяч) опирались и опираются на финансовую помощь зарубежных НПО, международных организаций или индийского и зарубежных правительств.

Традиционным направлением деятельности индийских гражданских организаций является поддержка программ развития (часто в сотрудничестве с правительством), то есть участие в борьбе с неграмотностью, в распространении передовых сельскохозяйственных технологий, в повышении качества медицинского обслуживания населения и тому подобного. Сравнительно новые направления деятельности специализированных НПО — защита прав женщин и детей, охрана окружающей среды. После отмены чрезвычайного положения 1975–1977 годов в Индии начали распространяться организации, имеющие целью защиту прав человека и гражданских прав (англ. human rights and pro-democracy groups). Значительное развитие получили движения и организации зарегистрированных каст и племён (коллективно обозначаются как далиты). Кроме того, в Индии существует немало НПО, выражающих специализированные интересы, то есть групп граждан определённых профессий, престарелых, инвалидов, беженцев и др. (англ. special interest groups).

Формы работы гражданских организаций весьма разнообразны — от прямого участия в программах развития (обучение, медицинская помощь и так далее) до проведения экспертиз и исследований, массовых акций протеста, юридической помощи, лоббистских кампаний.

Вне организованных форм находится деятельность отдельных активистов, например, журналистов, проводящих собственные расследования (весьма широко распространённая практика в 1980–1990-х годах), экспертов или простых граждан.

Реакция государства, бюрократии и политических партий на проявления ответственного гражданского участия противоречива. Приветствуется деятельность организаций, поддерживающих программы развития (некоторые из них финансируются государством). Партии стараются заручиться поддержкой особо влиятельных и многочисленных НПО и ассоциаций. Бюрократия в целом гораздо менее отзывчива на требования со стороны общества.

Профсоюзные и предпринимательские организации Индии считаются одними из наиболее развитых в Азии. Подробнее о них см. в пункте «Роль корпоративных компонентов политической системы, групп интересов и групп влияния».

По экспертным оценкам, деятельность в Индии гражданских организаций, организаций меньшинств, групп специальных интересов, профессиональных ассоциаций и тому подобного направлена, прежде всего, на то, чтобы сделать государство, политическую систему более соответствующими идеалам справедливости и демократии, зафиксированным в конституции, более отзывчивыми к законным требованиям социальных групп.

В силу представительного характера индийской демократии, специфики партийной системы страны и больших размеров (а также закрытости, непрозрачности) бюрократии непартийные компоненты политической системы отходят на второй план: функции представительства возложены в первую очередь на партии, агрегирующие и выражающие как можно полнее (в идеале) многочисленные законные социальные интересы. Самоорганизация и выражение в политике разнообразных социальных (групповых и индивидуальных) интересов не запрещается и вполне возможны вне партийной системы (через различные гражданские организации и действия, вплоть до лоббистских кампаний или массовых протестов), но эффективное выражение достижимо через партийную систему и/или связанные с ней группы и организации, а также бюрократический аппарат. В последнем случае успех в продвижении интересов достигается посредством подкупа чиновников или через неформальные связи дополитического характера с представителями государственного аппарата, основанные на родственной, кастовой и тому подобной принадлежности; данные практики расцениваются как коррупционные и считаются незаконными (подлежат осуждению и наказанию).

Можно сделать вывод о том, что эффективное представительство социальных интересов в Индии возможно преимущественно через партийные и корпоратистские (то есть опосредованные, а не прямые) механизмы.

Подробнее рассмотрим деятельность организаций, выражающих профессиональные интересы, то есть профсоюзов и предпринимательских организаций.

Профсоюзное движение Индии относится к числу наиболее развитых в развивающемся мире. Оно зародилось в 1920-х годах во время национально-освободительной борьбы, которую возглавлял ИНК. В настоящее время индийские профсоюзы совмещают как свои прямые функции защиты экономических интересов трудящихся, так и функции групп поддержки для партий, например, Индийский национальный конгресс профсоюзов — для ИНК, Союз индийских рабочих — для БДП, Всеиндийский конгресс профсоюзов — для КПИ, Индийский центр профсоюзов — для КПИ (марксистской). Конгресс объединённых профсоюзов находится под влиянием ряда левых партий и организаций.

Для профсоюзного движения Индии характерны: разветвлённая структура; организованность; чёткая социальная ориентация; социализирующая и просветительская функция; устойчивая организационная связь с политическими партиями: практически все основные политические партии страны (ИНК, коммунисты, БДП) пользуются поддержкой ассоциированных с ними профсоюзов. Впрочем, упомянутые профсоюзы объединяют сравнительно небольшое число трудящихся, работающих в наиболее развитых секторах промышленности.

Помимо профсоюзов в Индии активно действуют организации крестьян и сельских рабочих. Многие из них также тесно связаны с партиями. В целом, крестьянское движение (при известной многочисленности членов) не является чем-то монолитным, в том числе в силу несовпадения интересов производителей из разных штатов и с разной специализацией.

Крупнейшие организации крестьян и сельскохозяйственных рабочих — Всеиндийское крестьянское собрание (Кисан Сабха; находится под контролем коммунистов), Союз сельскохозяйственных рабочих Индии и др.

Наиболее влиятельными ассоциациями предпринимателей являются: Федерация индийских торгово-промышленных палат (создана в 1927 году; выражает прямо или косвенно интересы более 250 тысяч компаний; насчитывает в своём составе более 1 500 корпоративных членов, а также более 500 торгово-промышленных палат из индийских штатов и конкретных секторов экономики), Конфедерация индийской промышленности (создана более 110 лет назад; прямое членство более 5 тысяч частных и государственных компаний и непрямое членство более 80 тысяч компаний, входящих в состав почти 300 специализированных индийских бизнес-ассоциаций) , Ассоциированные торгово-промышленные палаты Индии (более 100 тысяч корпоративных и частных членов), Всеиндийская промышленная ассоциация и др. Упомянутые организации стремятся поддерживать прозрачные отношения с правительственными структурами для разработки (коррекции) национальной экономической политики, взаимодействуют с политическими партиями для продвижения интересов предпринимательского сообщества и тому подобного.


←   Назад  |   НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния   |   Вперёд   →



 

Голубая планета: Земля среди планет. Географический аспект / Книга посвящена природной среде Земли. Успехи космических исследований позволяют привести интересные сведения и о природных условиях на Меркурии, Венере, Марсе, Луне и сравнить их между собой. Показано, что природная среда на Земле образуется в результате действия глобального круговорота вещества и Голубая планета: Земля среди планет. Географический аспект
Книга посвящена природной среде Земли. Успехи космических исследований ...
Наши степи прежде и теперь / Этот замечательный труд великого русского естествоиспытателя В. В. Докучаева явился ответом учёного на засуху и неурожай 1891 года и последовавший за ними голод, который охватил практически все степные и лесостепные районы России. Располагая обширнейшими данными о естественно-исторических условиях чНаши степи прежде и теперь
Этот замечательный труд великого русского естествоиспытателя В. В. Докучаева ...
Колумбы каменного века / Сейчас уже можно считать установленным: переселение людей на Американский материк началось около XXV тысячелетия до нашей эры. Ещё недавно самой смелой фантазии не хватило бы, чтобы высказать такое предположение. Автор, знакомый читателям по книгам, посвящённым современным открытиям в области археолКолумбы каменного века
Сейчас уже можно считать установленным: переселение людей на Американский ...