Турция / Политическая роль военных/силовых структур

Силовые структуры играют важную роль в жизни турецкого общества. В истории Турецкой Республики известны факты перехода государственной власти в руки армейского руководства. 27 мая 1960 года по причине экономического кризиса и неспособности правительства Демократической партии осуществлять управление страной в кризисный период произошёл военный переворот. Осуществлявшие его офицеры создали новый орган власти — «Комитет национального единства», глава которого Джемаль Гюрсель стал главой государства.

На период управления страной военными была введена в действие новая конституция, реорганизована система законодательной власти (образование двухпалатного парламента). В 1961 году власть была передана гражданской администрации, создано коалиционное правительство, облегчавшее переход от военной власти к гражданской.

Для стабилизации ситуации, сложившейся в конце 1960-х годов, 12 марта 1971 года армейским командованием был издан Меморандум, ограничивавший некоторые политические свободы. Был введён режим чрезвычайного положения, а управление страной перешло к правительству переходного периода.

Следующий военный переворот в стране был осуществлён 12 сентября 1980 года. Верховную власть в стране принял на себя Совет Национальной Безопасности, распустивший ВНСТ. По всей стране было введено военное положение, запрещены все политические партии. Политика СНБ была нацелена на стабилизацию экономического положения. Был разработан новый проект Конституции, вступивший в силу 7 ноября 1982 года по итогам народного голосования. Новым президентом стал Кенан Эврен, постепенно разрешивший существование многопартийности в стране и возобновивший деятельность ВНСТ. На смену СНБ пришёл Республиканский совет, сложивший свои полномочия с окончанием срока президентства К. Эврена.

На сегодняшний момент Турция, являясь демократическим многопартийный государством, продолжает испытывать скрытое влияние военных. Так, в 1997 году усилиями военных была успешно осуществлена отставка премьер-министра Н. Эрбакана (сторонника усиления позиций ислама) и правительство мирным путём сменилось на более терпимое к военному влиянию.

В 2007 году накануне президентских выборов представители вооружённых сил заявили о том, что армия готова вновь встать на защиту светских ценностей, если возникнет такая необходимость (в заявлении содержался скрытый намёк на нежелание армейских кругов видеть на посту президента Р. Эрдогана, придерживающегося умеренных происламских взглядов).

В то же время роль военных не сводится к прямому контролю над действиями правительства, а ограничивается рекомендациями и наблюдением за исполнительной властью в определённых сферах, таких, как внутренняя безопасность.

За политику в области национальной безопасности турецкое правительство ответственно перед парламентом.

Особенности географического расположения Турции в центре треугольника Балканы — Кавказ — Ближний Восток способствуют росту значения страны и обусловливают намерения превратиться в региональную державу. В связи с этим одна пятая расходной части национального бюджета традиционно тратится на нужды обороны. Кроме того, специально для выделения средств на модернизацию армии не из бюджетных поступлений в 1985 году был создан Фонд развития и поддержки оборонной промышленности.

С 2006 года ведутся мероприятия по постепенному сокращению численности турецкой армии, на сегодняшний день являющейся второй по величине (после американской) в НАТО. В течение восьми лет личный состав должен уменьшиться на 30 %, при этом оставшиеся 2/3 пройдут программы переоснащения и переподготовки, направленные на повышение эффективности вооружённых сил.

Согласно ст. 72 конституции, служба в ВС — право и обязанность каждого гражданина страны. Каждый гражданин Турции мужского пола, достигший 20-летнего возраста, призывается в ряды вооружённых сил на срок от 15 до 21 месяца в зависимости от его статуса. Лица, не имеющие высшего образования, а также окончившие 3 годичные высшие учебные заведения, призываются на срок 15 месяцев в качестве рядовых/сержантов. Выпускники ВУЗов призываются сроком на 12 месяцев в звании офицеров запаса.

Гражданский контроль над силовыми структурами следует оценивать как минимальный.


←   Назад  |   Политическая роль военных/силовых структур   |   Вперёд   →



 

Новая Зеландия. Трудные годы / В книге рассказывается о далёкой тихоокеанской стране, которая не побоялась бросить вызов США, запретив заход в свои порты кораблям с атомным оружием на борту. Многое изменилось здесь за последние 10–15 лет: обострились социальные противоречия, усилилось забастовочное движение, активизировалась борьНовая Зеландия. Трудные годы
В книге рассказывается о далёкой тихоокеанской стране, которая не побоялась ...
Пакистан. Географический очерк / Предлагаемая читателю книга содержит некоторые основные данные о новом доминионе — Пакистане. В ней даётся описание природных условий страны, её физико-географических особен­ностей и других элементов окружающей среды, а также гово­рится о ресурсах и потенциальных возможностях Пакистана и о трудностяПакистан. Географический очерк
Предлагаемая читателю книга содержит некоторые основные данные о новом ...
Чёрный архипелаг / Известный польский журналист Я. Вольневич в увлекательной форме рассказывает о своём путешествии на Новые Гебриды (Вануату), о процессе колонизации этого архипелага Англией и Францией, установившими там редко встречающуюся в истории колониализма форму управления — кондоминиум (совладение). Автор покЧёрный архипелаг
Известный польский журналист Я. Вольневич в увлекательной форме рассказывает о ...