Основные политические традиции и фазы (циклы) политического развития

Сирия / Основные политические традиции и фазы (циклы) политического развития

В качестве независимого национального государства Сирия сложилась только в постколониальный период своей истории. До этого территория входила как составная часть в различные государственные образования, которые отличались как этнокультурной спецификой (религия, доминирующая политическая культура), так и степенью централизации.

История становления сирийской государственности насчитывает несколько тысячелетий и в широком смысле слова восходит своими корнями к древневосточным царствам и империям. Верховный правитель, как правило, обожествлялся (существовал государственный культ, связанный с его личностью), власть передавалась по наследству. Идеологию рабовладельческого строя обеспечивала корпорация жрецов. По мере развития бюрократического аппарата обычное право закреплялось в различных источниках. Возникли государственный аппарат, правила внутренней и внешней торговли, единый календарь, развивались фискальная система и карательные механизмы. Спецификой внешней политики этого периода являются почти непрерывные войны по окраинам империй.

Родоплеменная идентичность зачастую была важнее лояльности государству, в связи с чем даже в крупных государствах сохранялись предпосылки для внутренних конфликтов. С экономической точки зрения развитие разных регионов также было неоднородным. Крупные торговые центры, такие как Дамаск, значительно превосходили в развитии более удалённые регионы. По мере расширения, туземные элиты, как правило, сохраняли свою власть на местах после формального признания власти центрального правителя (клятвы, посвящение в культ). Ослабление империй приводило к заявлениям провинций о своей самостоятельности и вызывало междоусобные войны. Эллинистический период (завоевания Александра Македонского) и арабское завоевание в истории Сирии практически не изменили существующих политических традиций, за исключением сравнительно большей степени централизации в рамках новых государственных образований. После завоевания арабами в первой трети VII века. Сирия становится частью арабского халифата, а в годы правления Омеядских халифов (661–750) Дамаск превращается в столицу всего арабского государства. Арабские правители наследуют местные политические институты и противопоставляют себя региональному гегемону — Византии. Классическая арабо-мусульманская культура складывается именно в это время (VII–VIII веках) — арабский язык постепенно вытесняет греческий, в некоторых регионах происходит частичная унификация права на основе шариата. После вторжения тюрок-сельджуков Сирия теряет своё геополитическое значение — только южные регионы страны сохраняют частичную независимость из-за давних связей с фатимидским Египтом.

В период позднего средневековья сирийские города, которые находились на пересечении многих торговых путей, попали в сферу интересов западноевропейских элит — под лозунгами религиозной войны начались крестовые походы, в результате которых часть территории Сирии оказалась под властью крестоносцев. Большую роль на территориях, завоёванных европейцами, играли рыцарские ордены. Эти наднациональные структуры напрямую подчинялись Риму и координировали политический проект крестовых походов. Однако в результате организованного в 1187 году по призыву Салах ад-Дина аль-Айюби священного похода мусульманских войск против крестоносцев вся территория Сирии (за исключением ряда прибрежных городов) вновь перешла под управление арабов. Постепенно мусульманские правители вытеснили европейских феодалов из Сирии и всего ближневосточного региона (последняя база крестоносцев в Сирии остров Арвад был отвоёван арабами в 1303 году).

Разрушительные войны, продолжавшиеся с небольшими перерывами почти несколько столетий, серьёзно подорвали экономику Сирии. Новым этапом развития стал период правления мамлюков, которые восстановили разрушенную административную систему и провели экономические реформы. После вторжения тюрко-монгольского завоевателя Тамерлана дестабилизация в регионе достигла векового апогея и привела к распаду некогда единого государства на несколько регионов, которые постоянно воевали между собой. При этом одни регионы ориентировались на египетских мамлюков, вторые — на иранских Сефевидов, а третьи поддерживали династию Тимуридов.

Это в немалой степени облегчило захват Сирии в 1516 году турецкой армией Селима I, в результате чего страна становится частью обширной феодальной Османской империи. Разделённая на четыре части (пашалыки) с центрами в Дамаске, Халебе, Триполи и Сайде, Сирия становится османской провинцией, которой управляют имперские чиновники, назначаемые из Стамбула. На всей территории Сирии действуют османские законы, создающие преференции для мусульманского населения, в результате чего усиливается влияние ислама. По мере ослабления Порты из-за военно-технического отставания от Европы западные страны вновь появляются в регионе. Христианские миссионеры и торговые представители стараются установить связи с местными властями.

В целом, исторически и политически Сирия тяготела больше к Каиру, чем к Стамбулу, причём эта тенденция окрепла после египетской кампании Наполеона в конце XVII — начале XVIII века. В 1830-е годы Египет пытался установить контроль над Сирией, однако европейские страны поддержали значительно ослабленную к этому времени Османскую империю и способствовали сохранению в регионе прежнего баланса сил. На рубеже XIX–XX веков Османская империя практически утрачивает своё былое влияние и довольствуется формальным признанием своей власти. Происходит социальное и религиозное расслоение, во многом инспирированное извне — религиозные группы пользуются протекцией со стороны России (православные), Великобритании (сунниты, друзы), Франции (римо-католики, отчасти шиитские секты).

Этот период истории Арабского Востока проходит под знаком борьбы Османской империи против национально-освободительного движения арабов, в том числе в её «сирийских» провинциях. По мере дальнейшего ослабления центральной власти и экономической стагнации в регионе нарастали сепаратистские тенденции, которые выразились в полной мере после прихода к власти младотурок, своей политикой «пантюркизма» окончательно поставивших крест на возможностях мирного сосуществования турок и арабов в рамках одной страны. В Стамбуле прекрасно понимали опасность арабского национализма для Османской империи, однако влияние иностранных агентов, в первую очередь англичан, привело к тому, что по итогам Первой мировой войны арабам все-таки удалось освободиться от османского господства.

В 1919 году Фейсал ибн Хусейн, главнокомандующий арабской освободительной армии, был избран Всеобщим Сирийским Конгрессом королём независимой конституционной монархии со столицей в Дамаске. Вместе с тем до полной независимости в рамках национального государства оставалось ещё более 20 лет. Несмотря на широкое распространение панарабских настроений в Сирии, страной управляли европейцы. Происходит передел сфер влияния между европейскими державами в регионе — Англия уступает Сирию Франции в обмен на усиление своего присутствия в Ираке. После получения в 1920 году мандата Лиги Наций в страну вводятся французские войска. Малочисленность и раздробленность патриотической, национально ориентированной элиты предопределили тот факт, что Сирия практически оставалась колонией и до конца Второй мировой войны не выступала в качестве субъекта международной политики. Французы разделили страну на 11 провинций и открыли рынок для своих товаров, что серьёзно подорвало экономику Сирии, которая во многом опиралась на местное кустарное производство.

В 1920–1930-е годы англичане негласно поддерживают выступления различных сил внутри страны против французской администрации (восстание друзов 1925–1927 годах, национальное профсоюзное движение в 1930-е годы). В 1928 году партия сирийских националистов вынуждает колониальную администрацию пойти на уступки и принять смягчённый вариант конституции, а также разрешить создание института выборного президента и однопалатного парламента.

Франция уходит из Сирии в 1945 году, и в стране сразу же усиливаются центробежные тенденции — социальные группы, главным образом мелкая и средняя городская буржуазия, сельские слои, практически не представленные во властных структурах, накапливают протестный потенциал и стремятся заявить о себе как о реальной политической силе.

После окончания Второй мировой войны Сирия формально становится суверенным государством, получает возможность сформировать национальные вооружённые силы и стать членом ООН. 17 апреля 1946 года — день окончательного вывода иностранных войск отмечается как национальный праздник (День эвакуации).

Первое десятилетие существования Сирии как независимого государства серьёзно омрачали внутриполитические противоречия. Резкое социальное расслоение привело к крестьянским восстаниям (1947 год и др.). Произошло разделение правящего Национального блока на «дамасскую» и «халебскую» фракции, наступает период нестабильности.

Создание Израиля, в результате которого около 250 тысяч палестинских арабов стали вынужденными переселенцами, только усугубило противоречия — во внешнеполитической жизни Сирии стал играть большую роль такой весомый фактор, как панарабизм.

Сирия оказывается втянутой в «холодную войну», присоединившись к усилиям Египта в его борьбе против Багдадского Пакта (а позднее Организации Центрального — СЕНТО), подписанного Турцией, Ираком и Пакистаном под покровительством Великобритании и США. Сирия и Египет форсированными темпами начинают развитие межгосударственных, в первую очередь военных, отношений (идеология насеризма и панарабизма). Развиваются контакты руководства Сирии с СССР, заключён ряд соглашений о поставках советской военной техники для модернизации вооружённых сил.

На внутриполитическом уровне к началу 1950-х годов начало сказываться диспропорциональное представительство различных групп во властных структурах государства. За рядом военных переворотов, в которых приняли участие сторонники «халебской» части элиты и фракции друзов, алавитов и других этнорелигиозных меньшинств, последовал приход к власти левобааситов [Баас — партия арабского социалистического возрождения. В отечественной литературе по Сирии более известна как ПАСВ.].

Неудачная попытка сближения с Египтом вынудила руководство обратиться к советской модели построения социализма в рамках национального государства. Идеологическим подкреплением такого курса стала триада «Единство — Свобода — Социализм». После революции 8 марта 1963 года и прихода к власти в Сирии партии Баас, воплощавшей идеалы новых социальных сил страны, последовали национализация крупных предприятий, общий курс на построение светского государства, усиление роли военных и спецслужб в политической жизни САР.

Только к 1970 году противоборствующие левая (гражданская) и правая части Баас нашли компромиссную фигуру в лице Хафеза Асада, который в ноябре 1970 года приходит к власти в результате бескровного переворота. По новой Конституции 1973 года Сирия становится «народной, демократической, социалистической республикой с плановой экономикой, с ограниченной рамками закона, частной собственностью».

Лидер формально избирался сроком на 7 лет, хотя на протяжении всего срока пребывания у власти X. Асад был классическим автократом. Он создал в Сирии сложную политическую систему, учитывающую интересы практически всех групп влияния (кроме воинствующих исламистов), благодаря чему три десятилетия успешно правил страной, превратив Сирию в сильное региональное государство. Асад успешно отразил несколько попыток государственного переворота и смог передать власть по наследству своему сыну Башару.

Сегодня политическая система Сирии всё ещё характеризуется низкой степенью развития демократических институтов, преобладанием узкокорпоративных интересов отдельных групп влияния над общегосударственными и высоким уровнем коррупции. Несмотря на относительно низкий уровень жизни, в Сирии по инициативе Б. Асада развиваются современные информационные технологии и мобильная связь. В экономическом отношении Б. Асад сохраняет в экономике смягчённый либеральными реформами сирийский вариант социализма, во внешней политике продолжает курс, главной целью которого является возврат утраченных в результате израильской оккупации 1967 года. Голанских высот и противодействует попыткам воинствующих исламистов расширить своё политическое влияние в стране.


←   Назад  |   Основные политические традиции и фазы (циклы) политического развития   |   Вперёд   →



 

Полевая Геология / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1932 года (издательство «ВГНТИ»).Полевая Геология
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1932 года ...
Количественная оценка ресурсов твердых полезных ископаемых по геохимическим данным / Новый метод количественной оценки прогнозных ресурсов твёрдых полезных ископаемых по геохимическим данным основан на использовании функции связи объёма руды и содержания металла в объектах любого ранга. Метод использует модель вычисления, принятую при оценке промышленных запасов месторождений со слоКоличественная оценка ресурсов твердых полезных ископаемых по геохимическим данным
Новый метод количественной оценки прогнозных ресурсов твёрдых полезных ...
Величайшие реки мира / История каждой великой реки полна драматических эпизодов, потому что вся история человечества неразрывно связана с природой и одним из важнейших её даров — водой. Долины рек на протяжении тысячелетий были колыбелями человеческой культуры и явились родиной многих народов. В книге рассказывается о ВолВеличайшие реки мира
История каждой великой реки полна драматических эпизодов, потому что вся история ...