Саудовская Аравия / История семьи аль Сауд

История семьи аль Сауд берет своё начало в городе Эд-Дирийя, в провинции Неджд, неподалёку от современной столицы Саудовской Аравии, города Эр-Рияд, и к северу от Медины. Первые сведения о предках Сауда ибн Мухаммеда относятся к XVI веку. Клан аль Сауд уже в XVII веке управлял этим сельским районом.

Политический успех семьи Сауд во многом предопределила религиозная доктрина учёного и богослова Мухаммеда ибн Абд аль-Ваххаба (1703–1792 годы). Его доктрина основана на «очищении» ислама от влияний, которые проникли в религию из местных обычаев обращённых народов. Аль-Ваххаб и учился шариату у своего деда, который, в соответствии с местными обычаями, придерживался ханбалитского мазхаба и принадлежал к роду аал аш-шайх и бану (племени) тамим. Следует отметить, что для ханбалитского мазхаба характерен религиозный ригоризм. Выходец из семьи улемов, молодой студент религиозных наук посещал по сложившейся в исламе практике обучения многих влиятельных богословов своего времени. Систематизировав свои знания, аль-Ваххаб создал единую систему поклонения, подчинённую одной идее — абсолютного единства и суверенной власти бога. В проповедях аль-Ваххаб подчёркивал принцип единства и абсолютного всевластия божества. Впервые Мухаммед ибн Абд аль-Ваххаб публично выступил со своим учением в городе Эйяне в начале 40-х годов XVIII века. Он призывал арабов к непосредственному применению положений шариата на практике, а также к «обновлению» ислама, в котором, по его мнению, сложились такие неисламские обычаи, как поклонение могилам святых, деревьям, камням, предкам. Все проявления «народного ислама», с точки зрения аль-Ваххаба, — это проявления неверия (ширк).

Особое почитание Мухаммеда аль-Ваххаб также считал противоречащим изначальному вероучению ислама. Таким образом, новое учение противопоставило себя сложившейся во многих течениях суфизма практике личного обращения о заступничестве к Мухаммеду и шейхам (духовным руководителям), достигшим высокого уровня религиозного знания (маарифат). Главное отличие последователей аль-Ваххаба от других мусульман — это учение о том, что возможно произносить обвинение в вероотступничестве (ат-такфир) против мусульман, которые не придерживаются их интерпретации ислама. В 2003 году под давлением администрации президента США в КСА планировался эксперимент по изъятию из учебников положения о такфире в отношении других групп мусульман. Инициатива не нашла поддержки в среде консервативных улемов.]

Второе важное отличие — понимание джихада как постоянной вооружённой борьбы с «неверными» (къафир), к которым, по мнению наиболее радикальных представителей этого течения, относятся шииты, суфии и любые неортодоксальные толки ислама. В целом, ваххабиты до сих пор крайне негативно относятся не только к шиитам, но и к суфиям, не проводя различий между эзотерическими орденами (тарикатами). Следуя за учением богослова ибн Тамийи, всех суфиев ваххабиты обвиняют в поклонении святым, колдовстве и фетишизме.

Проповедь аль-Ваххаба нашла широкий отклик среди сельской бедноты, недовольной ухудшавшимися из-за усиления феодальной раздробленности условиями жизни. В ситуации, когда менялся традиционный уклад, призыв к «восстановлению» религии и справедливого общественного строя нашёл множество последователей. Они стали называть себя «аль-мувахидун» (сторонники единства, униатристы). Сторонники аль-Ваххаба признают Коран и обычаи (сунну) первых четырёх халифов, при этом отвергая все толкования (тасфир), как человеческие мнения, не обязательные к изучению и исполнению.

«Ваххабизм» — это термин, который изначально использовался противниками движения и содержит намёк на то, что аль-Ваххаб внёс некие нововведения (бидаа) в религию, что является строго запрещённым в исламе. В научной среде термин «ваххабизм» утвердился как нейтральный.

Ваххабизм стал ответом на духовный кризис в арабском обществе, а позднее превратился в идеологию, с помощью которой арабы выражали свой протест против османского владычества. Так, османские султаны с точки зрения последователей аль-Ваххаба были «лже-халифами», которые узурпировали исламский титул и используют его для проведения политики пантюркизма во всей Азии. Аль-Ваххаб также учил, что и в исламе, и в политике «арабы должны быть равны не арабам», и осуждал отступление от этого правила во всех формах, включая особое почитание халифов.

Сам аль-Ваххаб считал себя не реформатором, а традиционалистом, и призывал к воплощению своих идей на практике. Особенно негативно он высказывался против шиитов и турок. После конфликта с ними аль-Ваххаб вынужден был переселиться в город Эд-Дирийя. Там он впервые встретился с Мухаммедом ибн Саудом, который в то время возглавлял город.

К учению аль-Ваххаба прислушались некоторые аравийские шейхи и эмиры. Богослов предложил ибн Сауду, одному из местных политических лидеров, чёткую идеологическую программу, основанную на «чистом исламе». В 1740 году аль-Ваххаб и Мухаммед ибн Сауд поклялись организовать в Аравии государство, основанное на ваххабитских принципах.

К 1765 году власть нового движения распространилась на весь Неджд, большинство бедуинских племён подчинились новому правителю. Отряды Мухаммеда ибн Сауда уничтожали все попадавшиеся на пути могилы святых, культовые объекты шиитов, жестокими методами искореняли все практики, которые были приняты в иных течениях ислама. Более 90 % исторически значимых культурных объектов, таких как мечети и мазары (мавзолеи), были уничтожены саудидами. У этого явления были не только религиозные, но и экономические причины: османские муллы получали огромные доходы от паломников, посещавших гробницы святых.

В 1807–1808 годах. доступ паломников в Мекку и Медину был существенно затруднён. Формально в проповедях аль-Ваххаба не было ничего противоречащего ортодоксальному суннизму (акыда ахль-сунна валь-джамаа), кроме ограничения на хадж. Однако политическая радикализация религиозных требований, в первую очередь требования равенства в национальном и социальном аспекте, не могли не вызывать резкого отторжения у политических руководителей Блистательной Порты. В ходе египетской кампании против ваххабитов во всех турецких мечетях духовные лидеры турок проклинали ваххабитов, призывая мусульман встать на борьбу с ними и обеспечить для всей уммы беспрепятственный доступ к святыням ислама.

Дело Мухаммеда ибн Сауда продолжил его сын Абд аль-Азиз, который в 1801 году напал на Кербелу и разрушил там шиитские святыни. Он также принял титул имама, став одновременно религиозным и политическим лидером нового движения. В 1803 году ваххабиты вторглись в Мекку и Медину и разрушили все мазары, в том числе сподвижников Мухаммеда, его жены Аиши и дочери Фатимы. Этот акт вандализма имелне только религиозные, но и политические последствия. Все потомки (сейиды) Мухаммеда по линии Фатимы, а также их политические сторонники, которые сохраняли некоторое влияние даже спустя столетия после распада египетского халифата, стали смертельными врагами ваххабитов.

В период его правления в 1803–1814 годах саудиды совершили вторжения в Сирию, Ирак, Оман и Персию.

Османская империя в то время претендовала на лидерство в исламском мире, поэтому, несмотря на слабеющую систему государственного управления, вернуть спорные территории было чрезвычайно важным делом с политической точки зрения. Центр начал уступать власть местным эмирам. Политические силы на периферии империи стремились добиться максимальной независимости. В Порте обоснованно опасались, что если арабам удастся удержать захваченные территории, то на них возникнет новое государство, в состав которого войдут Мекка и Медина. Контроль над Хиджазом давал восставшим большое преимущество, так как в этот регион каждый год направлялись тысячи паломников.

К моменту восстания саудидов турки были сильно ослаблены бесконечным противостоянием на Балканах, неравным соперничеством с Британией и Россией. Кроме того, область плодородного полумесяца ещё с доисламских времён была пересечением торговых путей. Потеря доступа к такому ресурсу угрожала безопасности турецких провинций и расширяла и без того опасную автономию Египта. 3 сентября 1810 года было принято решение об организации карательной экспедиции, которая началась в 1811 году под египетским командованием. Военную операцию против ваххабитов возглавил влиятельный египетский военачальник Мухаммед Али и его сыновья Турсун и Ибрагим. Власть Порты над Египтом в этот период была формальной, однако Мухаммед Али решил воспользоваться предоставленной возможностью, чтобы увеличить свой авторитет в мусульманском мире, отвоевав у ваххабитов «две святыни». Получив позднее возможность собирать налог с паломников, Мухаммед Али приобрёл огромные средства.

Лидер саудидов Абд аль-Азиз умер незадолго до захвата Мекки, однако движение продолжало активно действовать во всем регионе под руководством его сына Сауда. Ему удалось удерживать захваченные области до 1814 года.

Первоначальный план наступления провалился, однако турецким и египетским агентам удалось переманить на свою сторону вождей бедуинских племён. В ноябре 1812 года египетская армия с большими потерями овладела Мединой. Для Мухаммеда Али было чрезвычайно важно отстоять Медину и завершить кампанию успешно, так как мамлюки в Египте не простили бы своему военачальнику неудачи.

Турецкой армии безуспешно противостоял Абдалла ибн Сауд. Египетские войска вынудили его отступить в резиденцию Эд-Дирия. В Египте в 1815 году вспыхнуло восстание и египетская армия, добившаяся к этому времени значительных успехов, вынуждена была пойти на заключение перемирия. Хиджаз отошёл к Египту, ваххабиты сохранили за собой Неджд и Касым. Условия соглашения саудиды восприняли как личное унижение, потому что Абдалла ибн Сауд оказался в вассальной зависимости от турецкого султана и обязался подчиняться решениям египетского эмира Медины. Обе стороны расценивали мирный договор только как возможность для временной передышки.

В 1816 году сын Мухаммеда Али Ибрагим предпринял новую карательную экспедицию против ваххабитов. Его войска вторглись в Неджд и Касым и уничтожили всё на своём пути. К апрелю 1818 года египетская армия угрожала главному центру ваххабитов, городу Эд-Дирия. После пятимесячной осады город был захвачен. Египтяне и турки разрушили Эд-Дирийя до основания, однако семейству Сауд удалось избежать уничтожения.


←   Назад  |   История семьи аль Сауд   |   Вперёд   →



 

Динамика моря / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1938 года (издательство «Госиздат»).Динамика моря
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1938 года ...
Воздух / На страницах этой книги нашли своё отображение освежающие бризы, разрушительные торнадо и свирепые ураганы; формы рельефа, буквально навеянные ветром; флюгеры, ветряные мельницы и ветровые энергетические установки; величественные парусные корабли и стремительные яхты; разнообразные духовые инструменВоздух
На страницах этой книги нашли своё отображение освежающие бризы, разрушительные ...
Основы почвоведения. Эволюция почв / Предлагаемая вниманию читателя книга включает две обобщающие работы известного французского учёного проф. Ф. Дюшофура: «Основы почвоведения» (изд. 2, Париж, 1965) и «Эволюция почв (опыт изучения динамики почвообразования)» (Париж, 1968). Эти работы представляют собой всеобъемлющую сводку современныхОсновы почвоведения. Эволюция почв
Предлагаемая вниманию читателя книга включает две обобщающие работы известного ...