Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией

Монголия / Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией

Участвуя в работе международных организаций, Монголия в первую очередь ставит перед собой следующие цели: познакомить мир с Монголией, завязать партнёрские отношения с большинством стран мира и научиться быть активным игроком на международной арене. Организации, в которые входит Монголия:

Организация Объединённых Наций (ООН) — с 1961 года. Статуса постоянного члена Совета Безопасности не имеет. За период членства в ООН Монголия инициировала рассмотрение более 50 резолюций и была в группе стран-инициаторов ещё почти 500 резолюций.

Учреждения ООН: Агентство по многостороннему гарантированию инвестиций, Ассоциация международного развития, Всемирная метеорологическая организация, Всемирная организация здравоохранения, Всемирная организация по охране интеллектуальной собственности, Всемирный почтовый союз, Конференция по торговле и развитию, Международная морская организация, Международная организация гражданской авиации, Международная организация труда, Международная финансовая корпорация, Международный банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд (МВФ), Международный союз телекоммуникаций, Международный фонд сельскохозяйственного развития, Организация по промышленному развитию, Организация по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Продовольственная и сельскохозяйственная организация, Миссия ООН по референдуму в Западной Сахаре, Миссия ООН в Демократической Республике Конго.

Другие международные и региональные организации: Азиатский банк развития, Ассоциация государств юго-восточной Азии (АСЕАН), Всемирная организация по туризму, Всемирная таможенная организация, Всемирная торговая организация (ВТО), Группа 77, Движение неприсоединения, Европейский банк реконструкции и развития, Международная конфедерация свободных профсоюзов, Международная организация по стандартизации, Международная организация уголовной полиции (Интерпол), Международная торговая палата, Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), Международное общество Красного Креста и Красного Полумесяца, Международный олимпийский комитет, Международный уголовный суд, Организация по запрету химического оружия, План Коломбо.

Кроме того, Монголия имеет статус наблюдателя при Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).

Основные внешнеполитические контрагенты Монголии (Россия и Китай) определены её географическим положением: территориальной сжатостью и отсутствием выхода в открытое море.

Длительная история внешнеполитических связей связывает Монголию и Россию. Советская Россия приняла прямое участие в процессе обретения Монголией независимости, и она же стала первым государством, с которым Монголия установила дипломатические отношения (1921 год). На протяжении коммунистического периода в истории обеих стран Монголию и СССР связывали самые тесные дружеские отношения, которые после определённого спада в начале 90-х сейчас опять начинают динамично развиваться.

Не менее важными для Монголии на протяжении всей независимой истории оставались отношения с другим соседом — Китаем. Несмотря на сложную историю взаимоотношений (в первую очередь, непризнания Китаем независимости Монголии до 1946 года), сейчас дипломатические отношения двух стран можно охарактеризовать как добрососедские и взаимодоверительные. Отношения с Китаем на сегодняшний день самым активным образом развиваются во всех областях: политике, экономике, торговле, культуре, образовании, здравоохранении и так далее. На торговлю с Китаем приходится 32,3 % всей внешней торговли Монголии (46,1 % экспорта и 21,8 % импорта).

После долгого периода холодного противостояния (дипломатические отношения были установлены только в 1987 году), вызванного членством Монголии в социалистическом лагере, в последние годы активизировались отношения Монголии с США. Соединённые Штаты поддержали вступление Монголии в МВФ, Всемирный банк, Азиатский банк развития и выделили деньги на развитие демократических и рыночных процессов в стране. Монголия поддержала политику США в области борьбы с терроризмом и вооружённые акции в Афганистане и Ираке, в которых приняла символическое участие, отправив туда небольшие подразделения войск.

Партнёрские отношения связывают Монголию с ЕС, который является одним из крупнейших инвесторов страны. В рамках двустороннего сотрудничества реализуется более 90 проектов.

Наконец, в силу стремления Монголии к динамичному развитию её экономики на рыночных и инновационных принципах в настоящее время усиливается значение дипломатических контактов этой страны со странами-членами АСЕАН и ШОС, в первую очередь с Японией и Южной Кореей. В 1992–2002 годах Япония предоставила Монголии безвозмездную помощь и льготные кредиты на сумму более 900 миллионов долларов США. Объём японских инвестиций превысил 50 миллионов долларов США.

Отношения между Россией и Монголией после определённого спада в конце 1980 — начале 1990-х годов начали приобретать прежний динамизм и адаптироваться к современным реалиям.

Крупными событиями в двустороннем диалоге стал официальный визит в Москву Президента Монголии (январь 1993 года), в ходе которого были подписаны российско-монгольский Договор о дружественных отношениях и сотрудничестве, а также Совместное заявление по поводу имевших место в 1930–1940-х годах в бывших СССР и МНР массовых репрессий, и первый официальный визит Президента Российской Федерации В. В. Путина в Монголию (ноябрь 2000 года), по итогам которого президенты России и Монголии подписали Улан-Баторскую декларацию, в которой закреплены основополагающие принципы развития российско-монгольских отношений в духе традиционного партнёрства и добрососедства.

В последние годы осуществлялась довольно широкая программа контактов на всех уровнях, произошла заметная активизация связей по линии министерств и ведомств. Крупным событием стал официальный визит в Монголию Председателя Правительства Российской Федерации М. М. Касьянова (март 2002 года), по итогам которого опубликовано совместное коммюнике, подписано 9 двусторонних документов. 27 июня — 3 июля 2003 года состоялся официальный визит в Россию Премьер-министра Монголии Н. Энхбаяра. Был подписан пакет межправительственных документов, включая новое соглашение о деятельности совместного предприятия «Эрдэнэт» и меморандундум о взаимопонимании об урегулировании кредитной задолженности Монголии Российской Федерации. Принципиально важно то, что на основе этих договорённостей сторонам удалось к концу 2003 года окончательно урегулировать на взаимоприемлемой основе проблему так называемого «большого долга» Монголии по советским кредитам в переводных рублях (11,3 миллиарда переводных руб.).

Между Российской Федерацией и Монголией не существует не решённых пограничных вопросов, включая территориальные проблемы. Закончена проверка границы на местности (3 485 км, 1 925 погранзнаков, 29 пунктов пропуска). Вместе с тем, ситуация на её тувинском участке (отмечаются её частые нарушения с обеих сторон в связи с нелегальным перегоном скота, контрабандой и так далее) вызывает беспокойство сторон.

Отдельные сдвиги наблюдаются в двустороннем торгово-экономическом сотрудничестве. В начале 90-х годов начался переход российско-монгольских торгово-экономических отношений на общепринятые в мировой практике принципы. В настоящее время удалось преодолеть негативную тенденцию снижения российско-монгольского товарооборота — в 2000 году он составил 224 миллиона долларов, что на 26 миллионов долларов больше по сравнению с 1999 годом. Однако доля России в общем объёме внешней торговли Монголии продолжает снижаться (около 22 % в 2000 году по сравнению с 85 % в начале 90-х годах). Из России в Монголию поставляются главным образом нефтепродукты, электроэнергия, машины и оборудование, а импортируются медный концентрат и плавиковый шпат. В феврале 2001 года в Улан-Баторе прошло 2-е заседание рабочей группы по либерализации взаимной торговли. В Монголии работают 257 монголо-российских совместных предприятий и компаний с размером уставного капитала около 20 миллионов долларов. Доля в ВВП Монголии крупнейших российско-монгольских предприятий составляет в настоящее время свыше 35 %. Сохраняется высокая заинтересованность монголов к прохождению через её территорию маршрутов предполагаемых нефтепровода, газопровода и ЛЭП-500 из России в Китай.

Устойчивый и эффективный характер носили региональные и приграничные связи. Расширяются связи приграничных регионов России и Монголии, на их долю приходится более 70 % двустороннего товарооборота. Из непосредственно граничащих с Монголией субъектов РФ наиболее активна Республика Бурятия. Основные интересы во взаимосвязях субъектов РФ с Монголией лежат, безусловно, в экономической плоскости. Главными направлениями сотрудничества являются такие стратегически важные направления, как горнорудная промышленность, экспорт энергоносителей из сибирского региона в Монголию и импорт монгольского мяса в Россию.

Наметились подвижки и в военном сотрудничестве. Подписан Меморандум о намерениях между Минобороны РФ и Минобороны Монголии по развитию сотрудничества в военной области.

Обновляется договорно-правовая база двусторонних отношений. С января 1992 года подписано около 90 межправительственных и межведомственных соглашений. Готовятся ещё более 10 документов. Продолжается инвентаризация договоров и соглашений, заключённых в 1921–1991 годах.

На гуманитарном направлении наибольшие подвижки достигнуты в области образования. В Монголии с удовлетворением воспринято решение об увеличении квоты на обучение в России монгольских студентов за счёт федерального бюджета до 200 человек, В Монголии возрождается интерес к русскому языку и литературе.


←   Назад  |   Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией   |   Вперёд   →



 

Очерки Якутской области / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1899 года (издательство «Томск»).Очерки Якутской области
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1899 года ...
Африка. Энциклопедический справочник (комплект из 2 книг) / Энциклопедический справочник «Африка», выпускаемый издательством в 2-х томах, отражает важные социально-экономические и политические перемены, происходящие на Африканском континенте. В справочнике освещаются самые различные стороны экономического развития, географии, истории, идеологии и культуры афАфрика. Энциклопедический справочник (комплект из 2 книг)
Энциклопедический справочник «Африка», выпускаемый издательством в 2-х томах, ...
Занимательно о фитогеографии / В книге доктора наук С. Ивченко рассказывается об экологии растений, закономерностях их распространения, об истории и проблемах охраны и восстановления растительных ресурсов.Занимательно о фитогеографии
В книге доктора наук С. Ивченко рассказывается об экологии растений, ...