Испания / Особенности законодательной власти

Нижняя (конгресс депутатов) и верхняя (сенат) палаты парламента формируются одновременно на основе свободного всеобщего равного прямого избирательного права тайным голосованием. При избрании депутатов применяется система пропорционального представительства по партийным спискам по формуле д’Ондта, а выборы сенаторов происходят по мажоритарной системе. Избирательные законы 1985 и 1991 годов (сменили избирательный закон 1977 года) закрепили установленную конституцией избирательную систему. Пассивное избирательное право принадлежит всем испанцам, достигшим 18 лет и обладающим политическими правами в полном объёме. Срок полномочий парламента составляет 4 года.

Нижняя палата состоит минимально из 300 и максимально из 400 депутатов. Ст. 69 Конституции объявляет сенат палатой территориального представительства, однако в действительности он таковым не является. Жители каждой из материковых провинций, имеющие право голоса, избирают 4 сенаторов. По 3 сенатора избирают островные провинции Гран-Канария, Майорка и Тенерифе, по одному — острова Ивиса, Форментера, Менорка, Фуэртевентура, Гомера, Иерро, Лансароте и Ла-Пальма. Автономные города Сеута и Мелилья, расположенные на севере Африки, избирают по 2 сенатора. Помимо того, автономные сообщества избирают дополнительно одного сенатора и еще одного от каждого миллиона жителей. По итогам всеобщих парламентских выборов 2008 года общее количество сенаторов равняется 208, из них 101 сенатор представляет Народную партию, 89 — ИСРП, 18 — региональные партии.

При реализации парламентских полномочий приоритет принадлежит нижней палате кортесов. Несмотря на то что сенат, как и конгресс депутатов, наделён правом законодательной инициативы (ст. 66. 2), в этой области он играет весьма ограниченную роль, по сравнению с нижней палатой кортесов. Так, ст. 89. 2 конституции требует обязательного прохождения законодательной инициативы сената через конгресс депутатов, отдавая тем самым последнему преимущество в законотворческой деятельности. Законодательные инициативы, исходящие от правительства, также должны быть представлены прежде всего в конгресс. По сути, деятельность сената дублирует работу нижней палаты испанского парламента. Именно конгресс депутатов играет ведущую роль в законодательном процессе, обладает исключительным правом утверждения кандидатуры председателя правительства.

Партийная парламентская фракция может быть сформирована при наличии определённого минимума мест, полученных политической партией по итогам всеобщих парламентских выборов: в нижней палате для этого требуется 15 мест, в верхней — 10. Палаты генеральных кортесов собираются ежегодно на две очередные сессии: с сентября по декабрь и с февраля по июнь. В каждой из палат для ведения текущей работы создаётся постоянная парламентская комиссия, которая состоит минимально из 21 человека, представляющих парламентские фракции пропорционально их численности. Конгресс депутатов и сенат могут собираться на внеочередные сессии по требованию правительства, постоянных комиссий или абсолютного большинства членов одной из палат. Генеральными кортесами назначается Защитник народа (омбудсман), на которого возлагаются функции контроля над соблюдением прав и интересов граждан и надзора над деятельностью органов государственной власти.

Законодательная власть каждого автономного сообщества сосредоточена в руках законодательного органа, избираемого по пропорциональной схеме. В соответствии с исторической традицией законодательные органы автономных сообществ (или законодательные ассамблеи) имеют различные названия (например, ассамблея, кортесы, форальный парламент).

Особенности судебной власти. Систему судебной власти составляют Генеральный совет судебной власти, Верховный суд, Конституционный суд, суды автономных сообществ, Высшие провинциальные суды в каждой из 50 провинций страны, Национальный суд, а также суды первой инстанции, следственные и мировые суды. Генеральный совет судебной власти создан в 1980 году как автономный орган для гарантии независимости судебной власти. В соответствии со ст. 122 Основного закона он является административным и координирующим органом управления судебной властью страны. В состав Совета входят председатель Верховного суда и 20 членов, кандидатуры которых проходят процедуру согласования в парламенте и утверждаются королём сроком на 5 лет из числа судей и магистратов всех категорий. В компетенции Совета находится выдвижение кандидатур на пост председателя Верховного суда и председателя Генерального совета судебной власти, а также кандидатур на должность двух судей Конституционного суда; контроль над деятельностью судов; профессиональная подготовка, повышение квалификации, должностные перемещения, административные поощрения и наказание судей; назначение председателей и членов Верховных судов автономных сообществ, а также председателей и членов провинциальных судов; участие в разработке законопроектов в рамках своей компетенции; подготовка специальных докладов и ежегодной памятной записки о состоянии судебной системы страны для представления в парламент.

Конституционный суд (КС) Испании состоит из 12 утверждённых монархом судей. По четыре члена КС избирают палаты парламента (кандидат должен получить не менее 2/3 голосов), два назначаются правительством, два — Генеральным советом судебной власти. Срок полномочий судей — 9 лет; предусмотрена процедура обновления трети состава Суда каждые 3 года.

Конституционный суд наделяется правом рассматривать заявления о неконституционности законов и нормативных актов, имеющих силу закона, и объявлять их неконституционными, разрешать споры о компетенциях и разделении полномочий в случаях, предусмотренных законом. КС был создан с целью вносить ясность и решать спорные вопросы, возникающие в связи с административно-территориальным устройством государства автономий, защитой индивидуальных прав и свобод испанских граждан, деятельностью политических партий и так далее.

Один из крупных вызовов, с которым сталкивается испанская демократия в начале XXI века, состоит в необходимости модернизации судебной системы, повышении её эффективности, устранении медлительности судопроизводства на фоне увеличения числа дел, по которым годами не выносятся решения. В 2001 году ведущие политические партии страны НП и ИСРП подписали пакт о реформе судебной власти предусматривающий преобразование судопроизводства и рассчитанный на две легислатуры. Реформа предполагает в числе прочего, значительное расширение финансирования судебной сферы (расходы на неё составляли в 1999 году 1 % бюджетных затрат, в то время как среднеевропейский уровень — 4,5 %), а также расширение и обновление штатов судебных работников (в настоящее время 46 % судей в Испании старше 40 лет и только треть от их общего числа составляют женщины).


←   Назад  |   Особенности законодательной власти   |   Вперёд   →



 

Климат области муссонов Восточной Азии / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1879 года (издательство «Географические известия»).Климат области муссонов Восточной Азии
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1879 года ...
Бразилия. Боливия. Парагвай. Уругвай / Брошюра выходит в массово-популярной справочной серии «Страны Америки». Читатель найдёт в этой серии краткие географические сведения об интересующих его странах — их природе, населении и хозяйстве. Каждая брошюра серии содержит, как правило, очерки о нескольких соседних странах.Бразилия. Боливия. Парагвай. Уругвай
Брошюра выходит в массово-популярной справочной серии «Страны Америки». Читатель ...
Практикум по физической географии материков и океанов / Пособие содержит задания и вопросы для проведения лабораторных и практических работ и организации самостоятельной работы студентов по физической географии материков и океанов. В пособие включены географическая номенклатура, списки специальных терминов и понятий, занимательные географические материалПрактикум по физической географии материков и океанов
Пособие содержит задания и вопросы для проведения лабораторных и практических ...