Испания / Разделение и взаимодействие ветвей власти

В Испании существует несколько уровней управления: не только центральный (общегосударственный), но и региональный (уровень региональных автономных сообществ), а также местный (уровень местных сообществ). Все автономные сообщества Испании имеют свои законодательные, исполнительные и судебные органы власти. Главным институциональным документом каждого автономного сообщества является автономный статут, который ратифицируется генеральными кортесами. Разграничение полномочий между центральными властями Испании и автономными сообществами регулируется положениями ст. 148 и 149 конституции.

Двухпалатный парламент (генеральные кортесы) является высшим органом законодательной власти Испании. Кортесы осуществляют законодательную власть государства, утверждают бюджет, контролируют деятельность правительства и осуществляют иные полномочия, возлагаемые на них конституцией.

Правом законодательной инициативы, помимо кортесов, наделены также правительство и региональные органы законодательной власти — ассамблеи региональных автономных объединений (ст. 87. 1, 2), а ст. 87. 3 Основного закона отдаёт право выдвигать законопроекты в руки народной инициативы (такого рода законопроекты требуют не менее 500 тысячей подписей).

Согласно ст. 56 конституции, главой испанского государства является монарх, символ единства и постоянства, арбитр и примиритель в постоянной деятельности учреждений. Монарх осуществляет высшее представительство государства в международных делах (ст. 56), санкционирует и промульгирует законы, созывает и распускает кортесы, назначает выборы и референдум, предлагает кандидатуру председателя правительства, назначает и смещает его в соответствии с конституцией, назначает и смещает членов правительства по предложению председателя правительства, осуществляет верховное командование вооружёнными силами (ст. 62). В соответствии с возложенными на него прерогативами, монарх назначает послов и дипломатических представителей, аккредитует иностранных представителей в Испании, объявляет о принятии на себя Испанией международных обязательств посредством договоров, объявляет войну и заключает мир (ст. 63). Но на все это испанскому монарху требуется согласие генеральных кортесов.

Согласно с. 91 Основного закона, монарх в 15-дневный срок санкционирует законы, одобренные генеральными кортесами, промульгирует их и даёт распоряжение об их немедленной публикации. Таким образом, монарх на практике оказывается за рамками подготовки, обсуждения и принятия законов. Фактически здесь его роль сводится лишь к акту подписания закона. Отсутствие королевского вето не исключает вероятности отказа подписать закон. Поскольку закон не может вступить в силу без подписи монарха, а конституция не предусматривает возвращение закона в парламент, монарх согласно ст. 62. 3 и ст. 92 вправе назначить референдум, в ходе которого арбитром в споре между монархом и парламентом становится народ. Решение о назначении референдума принимается по предложению председателя правительства, предварительно одобренному конгрессом депутатов — нижней палатой парламента.

Стабильность общественно-политической жизни Испании не в последнюю очередь зависит от личных взаимоотношений монарха и председателя правительства. Исключительное значение имело участие Хуана Карлоса I в процессе трансформации франкистского режима, который приобрёл многие признаки реформы сверху.

Правительство несёт политическую ответственность перед парламентом, в силу того что именно последнему принадлежит определяющая роль в обсуждении и утверждении кандидатуры на пост председателя правительства (ст. 99). Помимо того, генеральные кортесы пользуются также всеми традиционными формами контрольных полномочий парламента (вотум доверия, право на получение любой информации, запросы, интерпелляции, комиссии по расследованию и так далее (ст. 99, 108 — 116). Для контроля над исполнением государственного бюджета, а также экономической деятельностью государства кортесы образуют высший контрольный орган — Счётную палату (ст. 136).

Конституция 1978 года устанавливает принцип единства судебной власти, провозглашает независимость, несменяемость судей, ответственность их исключительно перед законом, запрещает создание чрезвычайных трибуналов раздел VI), однако не определяет детально структуру судебной системы. Судебная власть в Испании осуществляется следующими судами: Генеральным советом судебной власти, Верховным судом, Конституционным судом, судами автономных сообществ, Высшими провинциальными судами в каждой из 50 провинций страны, а также Национальным судом. Система судебной власти включает в себя также суды первой инстанции, следственные и мировые суды. Согласно ст. 121, государство возмещает ущерб, причинённый в результате судебной ошибки, а также иной ущерб в результате неправильных действий при отправлении правосудия.


←   Назад  |   Разделение и взаимодействие ветвей власти   |   Вперёд   →



 

Беседы по геодезии с учителями / Книга представляет собой методическое пособие по геодезии Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1931 года (издательство «Учпедгиз»).Беседы по геодезии с учителями
Книга представляет собой методическое пособие по геодезии Воспроизведено в ...
Бразилия. Боливия. Парагвай. Уругвай / Брошюра выходит в массово-популярной справочной серии «Страны Америки». Читатель найдёт в этой серии краткие географические сведения об интересующих его странах — их природе, населении и хозяйстве. Каждая брошюра серии содержит, как правило, очерки о нескольких соседних странах.Бразилия. Боливия. Парагвай. Уругвай
Брошюра выходит в массово-популярной справочной серии «Страны Америки». Читатель ...
Пучины океана / Наше время — эпоха коренных изменений основ многих наук, в том числе геологии и географии. Упорным трудом учёных, вооружённых современными знаниями и новой техникой, создаются новые геология и география. На наших глазах в связи с потребностями человеческого общества, бурным ростом техники, меняются Пучины океана
Наше время — эпоха коренных изменений основ многих наук, в том числе геологии и ...