Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией

Армения / Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией

Армения — член ООН (с 1992 года) и ряда её специализированных организаций (ЮНЕСКО, ЮНИДО, ВОЗ, ФАО, МФСР, МОТ, ИКАО, МСЭ, ВПС, ВОИС, ВМО, МАГАТЭ, МБРР, МФК, МВФ, МАР и другие); Интерпола; ВТО (с 2003 года); ОБСЕ (с 1992 года) и другие. Армения — член СНГ (с 1991 года) и ОДКБ.

В своей внешней политике Армения поддерживает сбалансированные связи с Востоком и Западом. Дипломатическое признание Армении произошло вскоре после объявления в 1991 году ею независимости. В начале 1992 года были установлены дипломатические отношения с США, Китаем, Японией, крупнейшими странами Западной Европы. США, Канада, страны Западной Европы остаются основными донорами гуманитарной и другой помощи Армении.

Одной из целей политики Армении в отношении Запада является недопущение чрезмерного давления на страну, тем более принуждения в вопросе урегулирования карабахского конфликта. США, например, предлагали в конце 1990-х годов план самой широкой автономии Карабаха с собственной валютой, вооружёнными формированиями в составе Азербайджана и с предоставлением серьёзных международных гарантий (в первую очередь США и России), который Армения без ущерба для себя и отношений с Западом сумела отклонить. В 2006 году США несколько модифицировали этот план и усилили давление на Армению.

Подписав в 1995 году соглашение с НАТО об участии в программе «Партнёрство ради мира», Армения выступила за развитие отношений с альянсом. В 2002 году Армения получила статус ассоциированного члена Правительственной Ассамблеи НАТО.

Армения развивает связи и с другими странами, особенно с Грецией, а также с Израилем. Несмотря на проблему Нагорного Карабаха, поддерживается достаточно высокий уровень политического диалога с Ираном.

Сохраняется блокада Армении со стороны Азербайджана и Турции. В отношениях с Турцией большой «негативный вес» имеет история, в частности геноцид 1915 года. Несмотря на отсутствие дипломатических отношений между двумя странами, 6 сентября 2008 года президент Турции А. Поль посетил Армению. 24 ноября 2008 года министр иностранных дел Армении Э. Налбандян обратился к турецкой стороне с предложением открыть границу (закрыта с 1993 года) двух стран в интересах укрепления мира и стабильности в регионе.

Дипломатические отношения между Россией и Арменией установлены 3 апреля 1992 года. Заключено более 160 межгосударственных, межправительственных и межведомственных договоров и соглашений, включая Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи от 29 августа 1997 года, а также ряд документов, закрепляющих российское военное присутствие в Армении. Армения является стратегическим союзником России в Закавказье. Декларация о союзническом взаимодействии в XXI веке, была подписана в ходе официального визита президента Р. Кочаряна в Россию в сентябре 2000 года.

Политический диалог на высшем уровне весьма активен. 24–25 марта 2005 года президент Российской Федерации В. В. Путин находился с рабочим визитом в Ереване, в ходе которого вместе с президентом Армении принял участие в церемонии открытия Года России в Армении. 2006 год был Годом Армении в России.

В 2008 — начале 2009 года президент Армении С. Саргсян неоднократно встречался с президентом России Д. А. Медведевым и премьер-министром правительства Российской Федерации В. В. Путиным.

Отмечается рост уровня российско-армянских межпарламентских связей. Законодатели России и Армении активно взаимодействуют как в двустороннем формате, так и в рамках МПА СНГ и других международных организаций.

Встречи глав внешнеполитических ведомств носят регулярный характер. В 2004 году министры иностранных дел России и Армении встречались дважды: 5–7 июля 2004 года в ходе официального визита министра иностранных дел Армении В. М. Осканяна в Россию, а также 12 ноября 2004 года в рамках СМИД ОДКБ в Москве. 17 февраля 2005 года состоялся официальный визит министра иностранных дел Российской Федерации С. В. Лаврова в Армению.

Позиции России и Армении по большинству ключевых международных проблем близки. Армения поддерживает Россию в деле укрепления СНГ. Сотрудничество Армении в рамках ОДКБ является существенным фактором стабильности в регионе. Ереван выступает за активизацию военно-технического сотрудничества в рамках этой организации, поддерживал процесс её реформирования. В 2008–2009 годах Армения председательствовала в ОДКБ.

Главной целью военного сотрудничества России и Армении является обеспечение безопасности обоих государств, коллективной безопасности на пространстве СНГ и поддержание стабильности в регионе.

Экономическое сотрудничество постепенно приближается по своему уровню к стратегическому взаимодействию в политической и военной сферах. В сентябре

2001 году подписан Договор о долгосрочном экономическом сотрудничестве на период до 2010 года. На шестом заседании российско-армянской Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству (Москва, 2004 год) утверждены мероприятия по его реализации.

Главным внешнеторговым партнёром Армении остаётся Россия. В торгово-экономических отношениях России с Арменией наблюдается позитивная динамика.

Рост экспорта из России был обеспечен в основном за счёт постановок ядерного топлива и оборудования для Мецаморской (Армянской) АЭС, энергоносителей, алмазного сырья, машин и оборудования. В структуре экспорта из Армении ведущее место занимали продовольственные товары и сырьё, необработанный алюминий, машины и оборудование.

По итогам 2008 года товарооборот между Россией и Арменией превысил 1 миллиард долларов США. В середине 2008 года накопленный объём российских капиталовложений в экономику Армении приблизился к 1,2 миллиарда долларов США. Российские инвесторы активно осваивают такие секторы армянской экономики, как банковский, телекоммуникационный, транспортный, успешно реализуются крупные проекты в топливно-энергетической сфере, в том числе модернизация и завершение строительства Разданской ТЭС, прокладка газопровода, соединяющего Армению с Ираном.

В области атомной энергетики Россия и Армения планируют реализацию совместных проектов по безопасной эксплуатации Мецаморской (Армянской) АЭС, геологоразведке и промышленном освоении урановых месторождений. Новые возможности открываются по мере налаживания ритмичной работы железнодорожной паромной переправы порт Кавказ — порт Поти, а также с переходом армянских железных дорог в концессионное управление РЖД.

Продолжают развиваться прямые торговые связи Армении с российскими регионами. Около 70 субъектов Российской Федерации поддерживают двусторонние экономические связи с Арменией. 15 субъектов РФ заключили соглашения о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве. Среди них ведущими по объёму товарооборота являются: Москва, Санкт-Петербург, Самарская, Нижегородская и Волгоградская области, Республика Саха (Якутия), Краснодарский край и др.


←   Назад  |   Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией   |   Вперёд   →



 

Кора выветривания. Часть 1 / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1931 года (издательство «Издательство академии наук СССР»).Кора выветривания. Часть 1
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1931 года ...
Вечная мерзлота почвы в пределах СССР / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1927 года (издательство «Владивосток»).Вечная мерзлота почвы в пределах СССР
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1927 года ...
Черногория в ее прошлом и настоящем / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1909 года (издательство «Типография Императорской Академии Наук, СПБ»).Черногория в ее прошлом и настоящем
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1909 года ...