Швейцария / Особенности законодательной власти

Высшим органом законодательной власти в Швейцарии является двухпалатный парламент — Федеральное собрание (ст. 148). При этом обе палаты имеют, согласно конституции страны, равные права в процессе законотворчества. Этим Швейцария отличается от большинства федераций мира, в которых полномочия верхней палаты парламента ограничиваются, как правило, вопросами, затрагивающими интересы субъектов федерации. В Швейцарии при голосовании по любому вопросу необходимо одобрение обеих палат Федерального собрания. Парламент Швейцарии заседает в Берне. Каждая палата избирает из своего состава сроком на 1 год президента, а также первого и второго вице-президента (ст. 152).

Нижняя палата парламента Швейцарии — Национальный совет (также используется название «Большая палата»). Она состоит из 200 депутатов, которые избираются на общенациональных выборах по системе пропорционального представительства сроком на 4 года (ст. 149). Число депутатов от каждого кантона зависит от численности его населения. 6 кантонов делегируют по результатам выборов в Национальный совет по одному депутату.

Верхняя, или «Маленькая», палата парламента — Совет кантонов. Он состоит из 46 членов, срок полномочий которых также составляет 4 года (ст. 150). Палата формируется на основе выборов в каждом из кантонов, при этом 20 кантонов делегируют в Совет кантонов двух представителей, а 6 бывших полукантонов — по одному. При этом не учитывается численность населения кантонов, на что обращают внимание критики такого способа формирования палаты. В 2003 году до голосования на выборах в Совет кантонов в кантоне Невшатель впервые были допущены иностранцы, проживающие на территории кантона более 5 лет.

Избирательные округа в Швейцарии формируются в соответствии с федеральным принципом, то есть каждый кантон образует отдельный избирательный округ (всего — 26 избирательных округов). 200 депутатских мест распределяются между кантонами в соответствии с численностью населения субъектов. Кандидаты в депутаты должны входить в список одной из партий и заручиться поддержкой определённого числа избирателей в округе: 100 граждан, если округ представляет в Национальном совете от 2 до 10 депутатов, 200 — если избираются от 11 до 20 депутатов и 400 — при распределении более 20 мандатов. Избиратель, получая бюллетень для голосования, имеет перед собой партийные списки всех партий и должен отметить то число кандидатов, которое соответствует числу мандатов от этого округа. При этом он может голосовать за представителей разных партий или дважды проголосовать за одного и того же кандидата для увеличения его шансов на избрание (право кумуляции). В некоторых кантонах участие в выборах обязательно и при отсутствии уважительной причины отсутствие на выборах карается небольшим штрафом.

В многомандатных избирательных округах распределение депутатских мест осуществляется по системе Гогенбаха-Бишофа. Сначала число голосов избирателей в округе делится на число депутатских мест от округа, а затем число поданных за кандидатов от одной партии делится на получившееся в результате первого действия число. Так определяется, сколько мандатов получает каждая партия; внутри списка депутатские места получают те кандидаты, которые набрали наибольшее число голосов. Такая система голосования даёт определённые преимущества крупным партиям.

Выборы в верхнюю палату парламента проводятся раз в 4 года во всех кантонах страны. От 20 кантонов избираются по 2 члена Совета кантонов, от 6 бывших полукантонов — по одному. Кандидаты на избрание представляют политические партии.

Для организации своей работы депутаты могут создавать комиссии и парламентские группы. Палаты заседают отдельно (ст. 156), однако возможно проведение совместных заседаний (в частности, для проведения выборов). В этом случае председательствует президент Национального совета (ст. 157). Решения принимаются большинством голосов.

Политическая роль парламента в Швейцарии велика: партии, вошедшие в состав парламента, определяют состав правительства, назначают судей Верховного суда. Федеральное собрание контролирует деятельность правительства. Помимо законотворчества, парламент Швейцарии принимает участие в определении внешнеполитического курса страны (ст. 166), а также поддерживает отношения центра и кантонов (ст. 172).


←   Назад  |   Особенности законодательной власти   |   Вперёд   →



 

Основы биогеографии / Предмет, задачи, история, теоретические позиции и проблемы биогеографии. Впервые сведены в иерархическую систему географические свойства жизни и экологические особенности структурной организации земной поверхности (геоэкография). Критически анализируютсяпринципы ареалогии и районирования флор и фаунОсновы биогеографии
Предмет, задачи, история, теоретические позиции и проблемы биогеографии. Впервые ...
Физическая география материков и океанов / В учебном пособии рассмотрена природа материков и океанов Земли. Характеристика всех компонентов природы дана на двух уровнях — глобальном и региональном, что позволило конкретизировать различные аспекты взаимодействия человека и природы, экологические проблемы регионов Земли. Большое внимание уделеФизическая география материков и океанов
В учебном пособии рассмотрена природа материков и океанов Земли. Характеристика ...
Материалы для историко-географического словаря России / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1865 года (издательство «Типография А. Сыркина»).Материалы для историко-географического словаря России
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1865 года ...