Конфликт с участием Армении и Азербайджана по поводу Нагорного Карабаха

Армения / Конфликт с участием Армении и Азербайджана по поводу Нагорного Карабаха

Характер политических процессов в Армении и Азербайджане в конце 1980-х годов и на протяжении 1990-х годов в значительной мере определялся конфликтом с участием Армении и Азербайджана по поводу Нагорного Карабаха.

Благодаря перестройке и политике гласности во второй половине 1980-х годов в армянском национальном сознании на первый план вышли проблемы национальной идентичности. Большинство армян воспринимало как несправедливость тот факт, что международные договоры начала 1920-х годов, определившие границы в регионе, в конечном итоге ущемляли интересы армянского народа в целом. Такая установка в национальном самосознании усиливала решимость армян «держаться» за Нагорный Карабах (армянское название — Арцах), рассматриваемый как часть исторической Армении за пределами республики, населённая армянским большинством (в 1979 году всё население НКАО составляло 162 тысячи человек, из них 123 тысяч армян и 37 тысяч азербайджанцев). Таким образом, Карабах представлял собой важную часть армянского национального проекта, появившегося у националистически настроенной части армянского общества в ходе преобразований второй половины 1980-х годов.

Целью же Азербайджана было недопущение присоединения НКАО к Армении. Следует отметить, что и в Армении, и в Азербайджане национальные движения начинались не как антисоветские, а изначально включали требования к советскому руководству признать законность их притязаний на НКАО. Неспособность советских руководителей удовлетворительным образом разрешить на начальной стадии армяно-азербайджанский конфликт стала одной из основных причин, толкнувших национальные движения на путь независимости с полным выходом из СССР Нагорно-Карабахская автономная область в составе Азербайджанской ССР была образована 7 июля 1923 года. Её созданию предшествовали более трёх лет ожесточённых споров между центральным руководством в Москве, а также советскими руководителями Армении и Азербайджана. Первая стадия этого спора ознаменовалась декларацией Азревкома от 30 ноября 1920 года, признававшей спорные районы Зангезур и Нахичевань частью советской Армении и предоставлявшей Нагорному Карабаху, большую часть населения которого составляли армяне, право на самоопределение. Такую позицию поддерживали, в частности, И. В. Сталин и Серго Орджоникидзе. Однако окончательное решение было принято на внеочередном заседании Кавказского бюро ЦК РКП(б), состоявшемся 5 июля 1921 года, в резолюции которого содержалось требование включить Нагорный Карабах в состав Азербайджана, «предоставив ему широкую областную автономию».

В отечественной историографии существуют различные точки зрения относительно причин изменения подхода советского руководства в 1921 году. В качестве таковых чаще ссылаются на изменение позиции И. В. Сталина. Более обоснованной представляется точка зрения о том, что решение Кавбюро о включении Нагорного Карабаха в состав Азербайджана отражало широкие стратегические устремления большевиков заручится доверием и поддержкой лидера Турции Кемаля Ататюрка и успокоить ропот мусульманского населения, которое в то время Советская Россия пыталась «революционизировать». Азербайджан с его большим, чем в Армении, населением и жизненно важными нефтяными ресурсами рассматривался большевиками, подобно кемалистской Турции, как «маяк революции на Востоке» и казался важнее Армении с точки зрения интересов мировой революции.

Автономная область Нагорный Карабах была образована в 1923 году только на части территории края, при этом за пределами автономии остался ряд карабахских районов с преимущественно армянским населением (Лачинский, Кельбаджарский, Шаумянский) и значительные территории, включённые в состав Ханларского, Физулинского, Агдамского, Дашкесанского, Кедабегского, Бардинского, Джебраильского, Кубатлинского районов Азербайджана. Образование НКАО не удовлетворило ни армян, ни азербайджанцев. Армяне считали ненормальным образование отдельной автономной области, почти целиком населённой армянами, вне Армении. Азербайджанцы возражали против того, что в пределах территории их республики будет создано отдельное образование с ранее не существовавшими административными границами и правами автономии и тормозили выполнение решения Кавбюро. Оставшаяся часть Нагорного Карабаха была включена в состав Азербайджанской ССР, и только Шаумянский район сохранился в виде отдельной административной единицы. Кроме того, во время определения административной границы автономной области была исключена возможность непосредственного соприкосновения с Арменией.

В латентном состоянии межэтнические противоречия существовали здесь на протяжении всего советского периода. Однако армянская сторона периодически просила решить проблему Карабаха, а в самом Карабахе имели место незначительные межнациональные столкновения задолго до 1988 года. Кроме того, в советский период руководство Азербайджана стремилось изменить национальный состав в НКАО, увеличив долю этнических азербайджанцев.

В 1987 — начале 1988 годов в Ереване проходили митинги, на которых выдвигались требования передачи НКАО Армении. Действия армянской стороны в условиях отсутствия чёткой реакции со стороны высших советских руководителей спровоцировали азербайджанские власти на репрессии против армян.

В конце 1987 года в НКАО произошло массовое избиение протестующих армян. Армянские националисты использовали данный повод для провоцирования национальной розни и проводили с 18 октября бессрочные митинги в Ереване. В ноябре 1988 г. произошли первые межнациональные столкновения, что привело к выдавливанию азербайджанского населения из Армении.

26 февраля 1988 года в Ереване прошёл митинг, в котором участвовали около 1 миллиона человек. Эскалация конфликта в Карабахе привела к возрастанию насилия в других районах массового проживания армян в Азербайджане. В конце февраля 1988 года в Сумгаите (25 км от Баку) были организованы (при непосредственном участии властей) армянские погромы, которые отличались особой жестокостью (по официальным данным, в ходе этих событий погибли 26 армян и 6 азербайджанцев). Армянскому населению НКАО на всех уровнях оказывалась поддержка в Армении. Верховный Совет Армении в июне 1988 года принял решение о включении Нагорно-Карабахской автономной области в состав Армянской ССР, что вызвало резкие протесты со стороны Верховного Совета Азербайджана, настаивавшего на том, что Нагорный Карабах должен остаться в составе республики. Президиум Верховного Совета СССР признал невозможным изменение границ и национально-территориального деления Азербайджанской ССР и Армянской ССР.

Разгул насилия привёл к массовому бегству азербайджанцев из Армении. Одновременно по Азербайджану прокатилась волна армянских погромов. Вслед за этим последовало массовое изгнание (по ряду оценок, до 360 тысяч человек) армянского национального меньшинства с мест постоянного проживания в Азербайджане, а также северной части Нагорного Карабаха (не вошедшей в НКАО).

11 февраля 1989 года советское руководство ввело в НКАО прямое управление с образованием Комитета особого управления Нагорно-Карабахской автономной областью под председательством А. И. Вольского.

Развитие армяно-азербайджанского кризиса резко радикализировало национальные движения в обеих республиках, националистические настроения охватили и коммунистическое руководство обеих республик. В Нахичевани была организована массовая кампания по разрушению советско-иранской границы, части Советской Армии стали насильственно выдворяться из Нахичеванской АССР, а в Баку вновь начались армянские погромы, которые по жестокости превзошли погромы в Сумгаите.

Вступление частей Советской Армии в Баку было отмечено многочисленными провокациями. В условиях массового нарушения прав человека в дни «чёрного января» 1990 года десятки тысяч азербайджанских коммунистов сожгли свои партбилеты. С избранием осенью 1990 года Верховным Советом Азербайджана лояльного Москве А. Муталибова на пост президента Азербайджана союзный центр стал склоняться в вопросе карабахского урегулирования к поддержке позиции Азербайджана, которая получила конкретное выражение после того, как в марте 1991 года Азербайджан проголосовал за сохранение СССР, а Армения отказалась участвовать в общесоюзном референдуме по вопросу о сохранении СССР.

Стратегия, совместно разработанная азербайджанскими руководителями и высокопоставленными советскими военно-политическими деятелями, предусматривала депортацию, по крайней мере, части населения из НКАО и прилегающих к ней армянских деревень. В ходе операции, получившей название «Кольцо», в течение апреля — мая 1991 года (по другим данным, продолжалась до конца августа) из Карабаха в Армению были депортированы порядка 10 тысяч человек. Воинские части и ОМОН опустошили 24 деревни, убив при этом более 150 мирных армянских жителей. Жители азербайджанских сел НКАО, выступая перед независимыми наблюдателями, также говорили о массовых нарушениях прав человека со стороны армянских боевиков.

Попытка вовлечённых в конфликт сторон разрешить его мирным путём оказалась безрезультатной. 28 августа 1991 года Азербайджан провозгласил независимость. В свою очередь, в Степанакерте, столице Нагорного Карабаха, 2 сентября на совместной сессии Нагорно-Карабахского областного и Шаумянского районного Советов была принята Декларация о провозглашении Нагорно-Карабахской Республики в границах НКАО и Шаумянского района. В ответ на этот шаг азербайджанские формирования подвергли Степанакерт обстрелу из противоградовых систем «Алазань».

23 ноября 1991 года Верховный Совет Азербайджана аннулировал автономный статус Нагорного Карабаха, а 27 ноября Госсовет СССР принял постановление об антиконституционном характере этого решения. 10 декабря 1991 года на территориях бывшей НКАО, контролируемой армянами, состоялся референдум, подавляющее большинство (более 99 %) участников которого поддержали независимость Нагорно-Карабахской Республики. 6 января 1992 года избранный в конце декабря 1991 года Верховный Совет НКР принял Декларацию о государственной независимости Нагорно-Карабахской Республики.

С января 1992 года, после начавшегося вывода частей бывшей Советской Армии из Карабаха, развернулись широкомасштабные военные действия на территории НКР. Азербайджанские формирования к тому времени частично захватили склады с разнообразным вооружением Закавказского военного округа (до этого времени использовалось нелегально приобретаемое или расхищаемое оружие). Подобные действия были осуществлены и Арменией, но отсутствовала возможность широкомасштабной переброски вооружений для армян Карабаха, которая открылась только в мае 1992 года с образованием Лачинского коридора.

Военные действия, в ходе которых широко применялась авиация и танки, тяжёлые артиллерийские системы, с небольшими перерывами шли в Карабахе до весны 1994 года. Обе стороны использовали наёмников. Весной 1994 года в силу тяжёлых поражений и больших потерь в живой силе и технике положение азербайджанской армии стало критическим. 5 мая 1994 года при посредничестве России, Киргизии и Межпарламентской Ассамблеи СНГ в Бишкеке три стороны конфликта в Нагорном Карабахе — Азербайджан, власти самопровозглашённой Нагорно-Карабахской Республики и Армения — подписали протокол о прекращении огня с 12 мая. В зоне конфликта установилось перемирие, в целом соблюдаемое до сих пор, хотя периодически происходят перестрелки с человеческими жертвами.

По ряду оценок, за годы конфликта погибли около 18 тысяч армян и около 360 тысяч стали беженцами.

С середины 1994 года процессами мирного урегулирования занимались Межпарламентский Союз СНГ, а также созданная по решению Будапештского саммита в конце 1994 года специальная группа ОБСЕ. В соответствии с решениями глав государств СНГ Россия готова была под своим командованием разместить в зоне конфликта 1800 миротворцев, выделяемых странами СНГ. Однако Азербайджан заблокировал данное решение под предлогом несогласия с размером российского военного участия в миротворческой операции. В свою очередь, Россия не поддержала решение Будапештского саммита ОБСЕ под предлогом отсутствия опыта подобных операций у этой организации и необходимости одобрения такой деятельности со сторон СБ ООН.

Хотя в последние годы стороны воздерживаются от применения силы в конфликте, их позиции вряд ли можно охарактеризовать как конструктивные и способствующие разрешению конфликта. Стороны отклоняют предложение ОБСЕ о придании Нагорному Карабаху автономного статуса в составе Азербайджана. В нынешнем армянском руководстве (как и в азербайджанском) преобладают сторонники «жёсткой линии», которые по-прежнему не исключают возможности аннексии Нагорного Карабаха при благоприятных условиях.

Заметную активность на карабахском направлении проявляют США, пытающиеся добиться подвижек в разрешении конфликта. Заинтересованность Вашингтона продиктована его стремлением исключить любую возможность дестабилизации обстановки в регионе с учётом весьма реальных перспектив его использования для давления на Иран, обезопасить функционирование вступившего в строй нефтепровода Баку — Тбилиси — Джейхан. США опасаются, что по мере приближения выборов в Армении перспективы позитивных подвижек в урегулировании могут оказаться менее благоприятными, чем в настоящее время. План Вашингтона предусматривает, в частности, подписание на самом высоком уровне соглашения, основанного на технологии «шаг за шагом» (поэтапное освобождение оккупированных территорий вокруг Нагорного Карабаха, возвращение переселенцев, создание системы безопасности и гарантии невозобновления боевых действий с привлечением миротворческих сил, поэтапное восстановление экономических связей и коммуникаций). Статус Нагорного Карабаха предлагается решить в последующем, после укрепления доверия. Однако встреча Р. Кочаряна и И. Алиева в конце мая 2006 года в Бухаресте в рамках саммита «Чёрное море для партнёрства и диалога», состоявшаяся по инициативе США, не привела к компромиссу и подписанию соглашения даже об общих рамках политического урегулирования. Аналогичная встреча в феврале того же года в замке Рамбуйе (Франция) за закрытыми дверями также не привела к достижению каких-либо договорённостей.

В декабре 2006 года на общенародном референдуме принята конституция непризнанной Нагорно-Карабахской Республики, а в июле 2007 года её третьим президентом был избран Бако Саакян.

В марте 2008 года на линии соприкосновения в Мардакертском районе произошли вооружённые столкновения, признанные самыми крупными с момента заключения перемирия (погибло несколько военнослужащих). В то же время на 62-й сессии Генассамблеи ООН была принята декларация «О положении на оккупированных территориях Азербайджана», в которой повторялись положения резолюции ПАСЕ № 1416 (2005 года): осуждалась оккупация территории Азербайджана и признавалась его территориальная целостность. В августе 2008 года американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ раскрыл условия конфиденциального проекта по урегулированию конфликта. Предлагается провести референдум, на котором и определится будущее Нагорного Карабаха — независимость или переход под юрисдикцию Азербайджана. Официальный Баку, не отрицая такого варианта, заявил лишь, что проведение подобного мероприятия возможно только через 15 или 20 лет.

Важным событием в деле урегулирования этого конфликта стало подписание 2 ноября 2008 года президентами Азербайджана, Армении и России так называемой Майендорфской декларации по Нагорному Карабаху. Главы двух конфликтующих сторон подтвердили, что будут «способствовать оздоровлению ситуации на Южном Кавказе и обеспечению установления в регионе обстановки стабильности и безопасности путём политического урегулирования нагорно-карабахского конфликта на основе принципов и норм международного права и принятых в этих рамках решений и документов». Главная ценность декларации представляется в том, что она стала первой с 1994 года договорённостью в области урегулирования конфликта, заключённого напрямую между двумя конфликтующими сторонами. В мае 2009 года в Праге переговоры между президентами Азербайджана и Армении по вопросам урегулирования нагорно-карабахского конфликта были продолжены.


←   Назад  |   Конфликт с участием Армении и Азербайджана по поводу Нагорного Карабаха   |   Вперёд   →



 

Рассказы об ученых и путешественниках / Автор, известный советский географ, сам много путешествовавший, делится в этой книге своими воспоминаниями о выдающихся учёных и путешественниках, людях, с которыми его связывал «ветер дальних странствий», рассказывает он и о собственных экспедициях в Среднюю Азию и страны Зарубежного Востока.Рассказы об ученых и путешественниках
Автор, известный советский географ, сам много путешествовавший, делится в этой ...
Физическая география материков (с прилегающими частями океанов) (комплект из 2 книг) / Учебник составлен в соответствии с новой программой по курсу физической географии для студентов географических специальностей педагогических институтов. Характеристики материков содержат общий и региональный обзоры. Все компоненты природы — рельеф, полезные ископаемые, климат, гидрография, почвы, раФизическая география материков (с прилегающими частями океанов) (комплект из 2 книг)
Учебник составлен в соответствии с новой программой по курсу физической ...
Сингапур / Экономико-географическая характеристика Сингапура — небольшого островного государства, расположенного на перекрёстке морских путей из Индийского океана в Тихий. Это молодое государство за годы независимости стало одним из наиболее промышленно развитых в Юго-Восточной Азии. В книге рассказывается о пСингапур
Экономико-географическая характеристика Сингапура — небольшого островного ...