Россия / Особенности законодательной власти

Законодательная власть принадлежит двухпалатному парламенту — Федеральному Собранию, состоящему из Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата).

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Федерации: по одному от законодательного и исполнительного органов государственной власти. Правовой основой формирования и деятельности Совета Федерации являются Конституция РФ и Закон о порядке формирования Совета Федерации от 5 августа 2000 года.

В соответствии с этими актами Совет Федерации формируется путём делегирования. Представитель в Совете Федерации от законодательного собрания субъекта Федерации избирается этим представительным органом на срок его полномочий. Представитель от исполнительной власти субъекта назначается указом или постановлением высшего должностного лица субъекта Федерации с последующим утверждением этого назначения Законодательным собранием (в конце 2008 года Президент РФ внёс предложение об изменении порядка назначения членов Совета Федерации, который вступит в силу с 2011 года).

Совет Федерации утверждает или отклоняет законопроекты, принятые Государственной Думой.

К ведению Совета Федерации также относятся:

а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

б) утверждение Указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

в) утверждение Указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

г) решение вопроса о возможности использования Вооружённых сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

д) назначение выборов Президента Российской Федерации;

е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;

ж) назначение на должность судей Конституционного суда Российской Федерации, Верховного суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного суда Российской Федерации;

з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;

и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счётной палаты и половины состава её аудиторов (ст. 102 п. 1).

Государственная Дума состоит из 450 депутатов, которые избираются сроком на 5 лет прямым всенародным голосованием. Возможно досрочное прекращение полномочий Государственной Думы Президентом РФ:

а) после трёхкратного отклонения ею представленных Президентом РФ кандидатур Председателя Правительства РФ.

б) в случае повторного в течение трёх месяцев выражения недоверия Государственной Думой Правительству. В данных ситуациях Государственная Дума не может быть распущена Президентом РФ, если после её избрания не прошло одного года. Также она не может быть распущена в период рассмотрения выдвинутого против Президента РФ обвинения, «до принятия соответствующего решения Советом Федерации» (ст. 109 п. 4) и в период действия на всей территории страны военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ.

Государственная Дума принимает законопроекты, которые для вступления в силу должны быть одобрены Советом Федерации и Президентом.

К ведению Государственной Думы относятся:

а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

в) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счётной палаты и половины состава её аудиторов;

д) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

е) объявление амнистии;

ж) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности (ст. 103 п. 1).

Согласно ст. 104 Конституции РФ, право законодательной инициативы принадлежит: Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду Российской Федерации, Верховному суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Как правило, законопроекты предварительно готовятся в комитетах Государственной Думы.

Основные вопросы избирательной системы регулируются Федеральными законами «О выборах Президента Российской Федерации», «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В 1993 году при выборах депутатов Государственной Думы была введена смешанная мажоритарно-пропорциональная система. Часть депутатов избиралась по мажоритарной системе, а другая часть — по пропорциональной. Такая процедура применялась при выборах депутатов Государственной Думы РФ до 2003 года. При этом был установлен барьер для партий, не набравших 5 % голосов избирателей, принявших участие в выборах. Списки партий и объединений, набравшие меньшее количество голосов, не проходили в Государственную Думу, а их голоса перераспределялись между победителями.

В 2005 году избирательная система РФ существенно изменилась. Выборы Государственной Думы стали проводиться на пропорциональной основе и только по партийным спискам. При этом новое избирательное законодательство установило более высокий барьер для прохождения в парламент, подняв его с 5 % до 7 %. Выборы Государственной Думы РФ по этому законодательству состоялись в декабре 2007 года.

В 2009 году по инициативе Президента РФ Д. А. Медведева внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации, предусматривающие гарантии представительства в Государственной Думе политических партий. Согласно этим изменениям, по результатам выборов в Государственную Думу федеральному списку партии, получившей от 6 до 7 % голосов избирателей, принявших участие в голосовании, передаются два депутатских мандата. При этом список, набравший от 5 до 6 %, получает один депутатский мандат. Депутат, получивший мандат в соответствии с этой нормой, согласно думскому регламенту, имеет право наравне с представителями фракций в Государственной Думе предлагать кандидатов на должности, избрание на которые осуществляется нижней палатой парламента. Такой депутат также имеет право на выступление в Государственной Думе, получение и распространение материалов и документов, участие в работе Совета Думы. При этом такие права принадлежат только одному депутату из двух получивших мандат. Кроме того, политической партии, федеральному списку кандидатов которой передан депутатский мандат, предоставляется право регистрации кандидатов на выборах разного уровня без сбора подписей избирателей. Согласно закону, указанный депутат не может входить ни в одну из думских фракций. Он может быть членом только той партии, от которой он был избран членом нижней палаты парламента.

По мажоритарной системе избирается Президент РФ, а также президенты республик в составе РФ, законодательные (представительные) органы государственной власти, органы местного самоуправления и главы администраций.

На федеральном уровне выборы Президента РФ назначаются Советом Федерации, а выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначает Президент РФ.

Организацией выборов занимаются избирательные комиссии. На них возлагаются подготовка и проведение выборов, реализация и защита избирательных прав граждан, контроль за их соблюдением. В систему избирательных комиссий входят: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации; избирательные комиссии субъектов РФ; окружные избирательные комиссии; территориальные (районные, городские и другие) избирательные комиссии; участковые избирательные комиссии.

Избирательные комиссии принимают решения о допуске партии и кандидатов к выборам. Они осуществляют подсчёт голосов и подводят итоги голосования. Начиная с 2003 года избирательные комиссии подвергаются резкой критике со стороны большинства участников выборов. Критики оценивают избирательные комиссии как часть так называемого «административного ресурса», то есть использования полномочий чиновников в интересах той или иной партии (с 2003 года преимущественно «партии власти», как оппозиция характеризует «Единую Россию»).

В соответствии с законом при подготовке и проведении выборов избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от государственных органов и органов местного самоуправления.


←   Назад  |   Особенности законодательной власти   |   Вперёд   →



 

Физическая геология. Том 1 / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1935 года (издательство «ОНТИ НКТП»).Физическая геология. Том 1
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1935 года ...
Большой Каспий. Строение и история развития / Монография написана по материалам длительных (1960–2012 годы) исследований автора на всех побережьях Каспийского моря и представляет один из первых опытов комплексного изучения всей истории Большого Каспия (БК): его водоёмов, фациальной и палеогеографической обстановки, состава и развития фауны на пБольшой Каспий. Строение и история развития
Монография написана по материалам длительных (1960–2012 годы) исследований автора на ...
Геологические проблемы современных и древних океанов / В работе рассматриваются проблемы возраста океанов, а также материального состава и общей структуры земной коры. На основе обобщения новых данных автор вновь приходит к заключению, что подразделение земной коры на континентальную и океаническую не имеет под собой ни историко-геологической, ни количеГеологические проблемы современных и древних океанов
В работе рассматриваются проблемы возраста океанов, а также материального ...